Точка возврата
5 апреля 2022
— Есть ли ощущения особого трепета перед премьерным показом или ваше состояние абсолютно стабильное?
Ваня Ключник:
— Актёр, выходящий на такую огромную зрительских аудиторию, всегда несет ответственность за впечатления и за любовь людей к театру. Я говорю «огромную», но не забываю про наш учебный театр и его масштабы. Даже малый круг лиц, участвующий в нашем учебном процессе, приходящий на спектакли нашего курса, является единицей с большой или ещё набирающей вес историей, и, как человек с совестью, я обязан с трепетом относиться к каждому. Никто не обязан тратить свое время на ещё только будущих актеров, но в наших силах воссоздать из наших возможностей учебного театра историю, которая взяла бы внимание зрителя и повлияла на его будущее видение этой жизни.
— Путь пьесы Александра Галича «Матросская тишина» к зрителю был непростым: в советское время она была под запретом. В 1990 году поставленный по ней спектакль прославил «Табакерку» — Театр-студию под руководством Олега Табакова, располагавшийся в небольшом подвале, на всю страну. Как вы считаете, почему для итогового спектакля ваша мастерская остановилась именно на этой пьесе и есть ли параллель с постановкой Олега Табакова?
Лёня Морозов:
— До материала «Матросская тишина» надо «дорасти». Конечно, это материал, который должен идти в профессиональном театре и прикоснуться к нему в рамках учебного процесса бесценно. Нам посчастливилось, и, наверное, наш мастер Ирина Сидоренко, и режиссёр Кристина Маяк «тянули» с премьерой специально, чтобы мы «подросли».
Спектакль Олега Табакова я смотрел давно и тогда ещё не имел представления о концепции нашего спектакля. Однако, мне кажется, что оба спектакля имеют важное сходство: не страдания по страшным историческим событиям, а, прежде всего, исследование отношений между отцом и сыном. Это для меня важно, это меня трогает, думаю, Ваню и Лёню тоже (Ваню Ключника и Лёню Боровикова — студентов мастерской Ирины Сидоренко — прим. ред.)
— Раскройте секрет: существует ли ваш собственный «обряд» на удачу перед каждым показом?
Ваня Ключник:
— Я всегда стараюсь выкроить после генерального прогона и перед спектаклем полчаса на полную перезагрузку. После прогона я уже знаю и видел финал. Моей ошибкой будет, если я с теми же эмоциями буду играть завязку, чтобы этого избежать, необходимо побыть наедине и подготовить себя к долгожданному началу этого спектакля. И да, я не обхожусь без свежего воздуха. Если нет возможности выйти на улицу, я открываю форточку. В театре тяжело тем, что, находясь на репетициях, ты не видишь самых простых вещей— солнце или свежий воздух. А мы играем про эти самые простые вещи, и я стараюсь напоминать себе, что весь мир за окном, и я не могу его объяснить, не почувствовав его.
— Есть ли у вашего героя цитата, которая стала для вас особым поводом для размышления?
Лёня Морозов:
— Да: «За что?» Самый бессмысленный вопрос в жизни. Многие люди часто задаются этим вопросом, как и я сам. За что со мной так поступил тот или иной человек, за что мне даются те или иные испытания, за что иногда наказывает жизнь? В целом, роль Абрама Шварца даёт большой повод для размышлений и поиска ответов на вопросы, которые мучают.
Также одна из последних фраз, которую говорит отец сыну: «Потому что ведь это я когда-то заставил тебя поверить в то, что сначала – счастье, а уже потом – все остальное… Нет, Додик, нет!» Можно сказать, что мы всю жизнь гонимся за «счастьем», за благами, за успехом, но так мало уделяем времени близким людям, мы так редко говорим им добрые слова, стыдимся их простоты, излишних эмоций. А ведь, наверное, в этом и есть счастье?
— Как выпускник кафедры актёрского искусства, скажите, как побороть страх сцены?
Лёня Боровиков:
— Побороть страх сцены можно одним замечательным способом, им сам пользуюсь я на протяжении всего обучения . Все актеры прекрасно знают, что выходить на сцену опустошенным нельзя. Просто попробуйте перенаправить свой страх в переживание своего персонажа. И тогда зритель увидит , что у тебя есть процесс, а не «холодный» нос на сцене.
— Какой главный совет вы дадите поступающим на театральный факультет?
Лёня Боровиков:
— Самое главное — помнить о том ,что если ты действительно нужен , тебя возьмут. Будьте собой и тогда вы избавитесь от страха перед поступлением, обязательно идите к своей цели до конца. Человеческие возможности не ограничены , если вы действительно хотите отдаться этому делу и посвятить себя искусству, смело шагайте вперед , но помните, что попав в эту профессию найти дорогу назад можно, а вернуться невозможно.
Источник: Медиацентр