Другой звук

3 апреля 2024

Другой звук
В актовом зале состоялась лекция-концерт «Звук, пространство, время в музыке XX-XXI веков».

В начале лекции спикер Алла Черняева обозначила изменения в отношении к звуку в XX веке и объяснила, почему это произошло. Развитие и усложнение музыки, её гармонии складывалось постепенно, от века к веку. Наглядным доказательством послужил интерактив со зрительным залом: ведущая дала присутствующим возможность прослушать музыкальные произведения, созданные в период с XII по XXI века.

«Получилось погрузиться, прочувствовать время? Что вы заметили? Как начиная от спокойной, мелодичной религиозной музыки с отсутствием событийности и психологизма, в итоге мы пришли к объективному, событийному, эмоциональному звучанию...», — комментирует Алла Черняева.

Поисками нового звучания занимались многие композиторы, среди которых Иван Вышнеградский, Николай Кульбин и не только. Способами создания нового звука стали: смещение внимания с высоты звука на его тембр, трактовка человеческого голоса как инструмента (шипение, свист, гортанное пение), использование звуков из реальной акустической среды (шум дождя, ветра, трель птиц) и многие другие.

В рамках мероприятия категории звука, пространства и времени музыке XX-XXI веков были рассмотрены на примере сочинений московского композитора, профессора МГК им. П.И. Чайковского, одного из лидеров современной отечественной музыкальной культуры Юрия Воронцова.

Творческий портрет композитора воссоздали на основе исследований, интервью, текстов сочинений, а также с помощью исполнения камерно-инструментальных сочинений композитора.

Впервые в Самаре в исполнении молодых музыкантов, которые только учатся, прозвучала современная авангардная музыка. Данный опыт уникален. На сцену вышли студенты музыкального-исполнительского факультета — пианистка Алиса Лопарева, кларнетист Юрий Башлыков и скрипачка Татьяна Терникова.

Иллюстрацией того, что музыка Юрия Воронцова принадлежит к неклассическому звучанию, стало исполнение первой же композиции концерта «Сириус».

Ансамбль скрипки, кларнета и фортепиано исполнил уникальное загадочное произведение «32». Алла Черняева продирижировала эту партитуру, поскольку без дирижёра она не исполняема.

Так же, в программе в аудиоформате было представлено сочинение «Там, куда улетает крик...» по мотивам стихотворения Мацуо Басё. Зрителям был предложен ещё один интерактив — они получили бумагу и карандаши, рисовали под музыку, о которой первоначально им не было произнесено никакой информации.

Подобный метод приобщения слушателя к современной звуковой материи является авторской методикой Аллы Черняевой, разработанной и апробированной на лекциях о современной музыке со студентами.

Мероприятие было подготовлено Лабораторией современного искусства им. Д.Д. Шостаковича.

Руководителем проекта и лектором выступила Алла Черняева, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов России, заслуженная артистка Самарской области.

Источник: Медиацентр