Любить свое дело
15 мая 2023

Мастер-классы представили образовательную часть Всероссийского конкурса-фестиваля «Надежда». Их участниками стали артисты, которые приняли участие в конкурсных прослушиваниях. Открыл программу мастер-класс почетного профессора СГИК, заслуженной артистки РФ Надежды Ильвес.
«Здравствуйте! Я из Китая. Сегодня я исполню русскую народную песню “Коробейники”», — на сцене появляется первый вокалист.
Надежда Эдуардовна пересаживается ближе. Все готовы слушать. После яркого и самобытного исполнения Надежда Ильвес выходит на сцену: «Ты большой молодец! Давай мы поработаем над дыханием». Начинается магия. Одно движение руки преподавателя меняет манеру исполнения певца. Она хвалит его громко. Ошибки объясняет спокойно и не торопясь.
Время следующей участницы. На сцене появляется Цзылинь Ван. «Давай, давай! Не волнуйся, все чистенько!»– поддерживает ее Надежда Ильвес. Педагог садится перед вокалисткой и советует девушке «рассказать» произведение. Исполнительница, не сводя глаз с Надежды Ильвес, поет как будто только для нее. После исполнения, педагог подходит к начинающей артистке и дает ей советы, которыми девушка обязательно воспользуется.
Для каждого из участников мастер-класса у Надежды Ильвес находятся наставления и слова поддержки. Оксане Мухиной она желает перестать бояться и сомневаться в себе. Все выступление педагог держит девушку за руку. Анну Авраменко она, наоборот, заставляет сопротивляться. Не телом. Голосом. Позже Надежда Эдуардовна объяснит, что такой метод помогает сохранить «натяжку» в голосе, чтобы он казался бесконечным.
После выступлений Анны Сенашенко и Анастасии Вагановой педагог заключает: «Мне было очень приятно на вас смотреть! Все ребята голосистые, с красивыми голосами, и сами – красавицы и красавцы!» Разговаривая с Надеждой Эдуардовной невольно понимаешь, что хочется общаться с ней дольше. Она так легко, будто бы по волшебству играет с голосами своих учеников, направляет их в нужное русло: «Секрета в этом никакого нет. Я просто люблю это дело и искренне хочу, чтобы юные исполнители его полюбили так же, как и я».
Но это только экватор. Впереди мастер-класс народного артиста России, солиста Государственного академического Большого театра Петра Глубокого. На сцене он появляется, как подобает артисту такого уровня, ярко: «Я смотрю на вас и думаю, что всех бы вызвал на дуэль! – небольшая пауза и немой вопрос в глазах публики – Я вызвал бы вас ну дуэль, потому что всю ночь провел, думая, что бы вам рассказать!»
Если Надежда Эдуардовна в своем мастер-классе делала упор на вокал, то Петр Сергеевич уделяет внимание дикции, эмоциональной отдаче артистов и поведению на сцене.
Первой участницей становится Гузель Шаяхметова. Он с военной точностью хлопком останавливает исполнительницу: «Когда мы на сцене, всегда нужно утрировать слова, произносить более четко. На сцене слова никогда не будет много!» За Светланой Степановой педагог также следит очень внимательно. Он учит девушку продолжать смотреть в зал, не отпускать ни на секунду эмоциональный настрой произведения.
Удивляет Петра Сергеевича следующий участник – Лю Фэйбин. С первых нот исполнитель поражает весь зал мощью и силой голоса. Но и здесь у наставника находится совет: «Когда у тебя “большой” голос, нужно петь не всем капиталом, а процентами! Это поможет тебе оставить что-то, что ты можешь показать потом».
Искандеру Чукмаеву рекомендуют изучать дословный перевод песен на иностранном языке. Это поможет ему глубже прочувствовать произведение и передать эмоции, заложенные автором. Изольде Нижниковой Петр Глубокий подсказывает образы: «Загляни в окно! Смотри! Ночь, тишина… Ты не спишь, ждешь его…».
Народный артист РФ хвалит каждого из вокалистов. Он обращает внимание молодых артистов на то, что стоит уделять время не только занятию вокалом, но и смежным дисциплинам. В завершении встречи его совет звучит как напутствие молодым музыкантам: «Вы должны работать девять часов в день! И это при том, что петь мы можем 45 минут с перерывами. В оставшееся время вы должны изучать слова, учить текст наизусть и проговаривать его с выражением, учиться играть произведения на фортепиано, а уже только потом петь!»
Автор текста Василина Григоренко, студентка факультета журналистки Самарского национального исследовательского университета им. С. П. Королева.
Источник: медиацентр