Мне снится «Маленькая жизнь»
18 ноября 2022

Зрители выходили с премьеры «Маленькой жизни» со слезами на глазах. Потому что в самое сердце. Режиссер Вероника Мокшина и актеры тоже плакали. Один раз. На репетиции, когда никто не видит. Дальше нельзя. Oни рассказчики. Не понятно как рассказывать такую историю без слез. Все-таки актеры — супер-люди.
Маленький мальчик болен, ему остается жить двенадцать дней. Сиделка бабушка Роза предлагает сыграть в игру: каждый день его жизни будет равен десяти годам. Так мальчик проживает до 110 лет.
Это не только про боль. Боль есть, но есть про жизнь, дружбу, юмор и самое теплое доброе светлое.
Режиссер Вероника Мошкина ставила в Учебном театре СГИКа. В Балаковском ТЮЗе другое и все впервые: профессиональные актеры, цеха, большое количество людей, а них еще больше задач. Для молодого режиссера — шок, для режиссера-студента, хоть и выпускника, — шок чуть больше. Где шок, там и опыт.
Вероника — участница совместного проекта нашего института и Балаковского ТЮЗа. Молодые режиссеры едут за двести километров от Самары, чтобы понять: как работать «по-настоящему». Смысл стараться есть: лучшие работы входят в репертуар. Так получилось и с «Маленькой жизнью».

— Жанр спектакля — притча с элементами реслинга. Что это значит?
— Реслинг есть. Бабушка Роза внушает Оскару мужество. Для того, чтобы отвлечь мальчика о мыслях о смерти, она придумывает, что раньше занималась борьбой и выступала на арене. Так появляются смешные соперницы: Королевская Титька, Сара Ап-и-Шмяк, Сливовая Запеканка.
Спектакль о том, как несмотря на все трудности жизни не терять мужество. Болезнь, смерть — это данность, а не наказание. Какими бы мы не были здоровыми, мы не знаем сколько времени у нас ещё есть. Это такая позитивная философия. Сколько бы времени у нас не осталось, нужно жить счастливо, не страдать, жить на полную катушку.
— Ты впервые работала с профессиональным коллективом. Это новые люди, опытные, со званиями. Сложно молодому режиссеру найти подход к каждому?
— Было 17 репетиционных дней, на 18й состоялась премьера. Очень волновалась работать с заслуженной артисткой Людмилой Александровной Бакаевой. У меня был какой-то внутренний зажим, но потом я стала работать с ней, как и со всеми остальными исполнителями, и пошёл прогресс. С молодыми артистами проще, быстро нашёлся контакт. Мы близки по возрасту и говорим на «одном языке».
— Костюмы, декорации — это твои идеи?
— Идеи декорации и костюмов мои, но когда дошло до практической реализации не хватило опыта постановки на большой сцене. Здесь помогли специалисты. Например, в пошивочном подсказали поменять фасон костюмов для медсестер. И, правда, это помогло выдержать единый стиль костюмов.
— Что получилось быстро, а какие моменты были провальными?
— Массовые сцены лучше получались, чем парные. Там требовалась более детальная проработка диалогов. Нужно было уделять больше времени, но откровенно провальных сцен, на мой взгляд, не было.
— В чем разница с постановками в нашем Учебном театре?
— Профессиональный театр — это огромная школа жизни для студентов и не только. Рост в профессии гарантирован, если работаешь с полной отдачей. В сравнении с постановками в Учебном театре — это другой масштаб.
В институте мы всё делаем сами, сами ведём музыку, свет, делаем декорации, реквизит, подбираем костюмы и не задумываемся о них во время репетиции: мы потом всё это сделаем. В профессиональном театре есть люди, которые всё это делают под твоим руководством. Здесь очень важно уметь предметно объяснить то, что тебе нужно. В какой конкретно цвет покрасить реквизит, сколько сантиметров в высоту сделать декорацию, из чего сделать волосы для куклы, какую ткань купить для костюмов и т. д. Всё это нужно понимать и думать обо всех мелочах, даже во время репетиции. Это отнимает много сил. Зато результат получается крутым.
— Восемнадцатая поездка в Балаково стала режиссерским дебютом. Как прошла премьера?
— Я переживала о том, чтобы всё прошло четко, всё сработало на зрителя. Было, конечно, несколько косяков, но в итоге зритель ушёл (судя по их личным отзывам) загруженный мыслями и в слезах. Много людей после премьеры подходили и говорили слова благодарности.
— Балаковский ТЮЗ взял твою постановку в репертуар. Ты рада?
— Для режиссёра всё заканчивается на премьере, а для актёров всё только начинается, у них впереди (надеюсь) долгая жизнь спектакля. Так и должно быть. Конечно, хочется постоянно вносить правки, доводить до какого-то идеала. Прошло два дня, а мне до сих пор снится, что я репетирую «Маленькую жизнь».
Репетиции закончились, и на этом закончилась моя работа. Для меня важно, чтобы спектакль как можно дольше оставался в репертуаре театра, потому что в него вложен колоссальный труд всех людей, причастных к его созданию. Хочется, чтобы это всё было не напрасно и много зрителей посмотрели и пережили этот спектакль.
Источник: Медиацентр