Музыкальный пульс времени

12 апреля 2023

Музыкальный пульс времени

В рамках юбилейного X Международного музыкального конкурса-фестиваля имени Савелия Орлова в Самарском государственном институте культуре прошел концерт самарских композиторов, названный в этот раз «Звуковые параллели».


Концерт получился ярким и запоминающимся, а исполнение некоторых произведений стало премьерой. Впервые со сцены прозвучали открывшие программу концерта сочинения Леи Витковской: виртуозный «Переполох» для фортепиано и изящный «Танец для скрипки и фортепиано», посвящённый старшему сыну композитора. Пьесы прозвучали в исполнении лауреата всероссийских и международных конкурсов Марии Васиной (фортепиано) и ученицы ДЦМШ Надежды Павловой (скрипка, класс Л.П. Суслиной).


Алла Виноградова представила публике сочинение «Квинтет для духовых инструментов» в трёх частях. Финал произведения был дописан композитором  недавно. В творчестве Аллы Виноградовой сочинения для духовых инструментов занимают особое место, поскольку их тембры она воспринимает как неповторимо-индивидуальные. Композитор признаётся: «Звук духовых инструментов рождается благодаря дыханию. А дыхание – это жизнь! Возможно, это и есть та причина, которая притягивает меня к звучанию духовых инструментов».

Интересное сочинение, содержащее аллюзии на барокко в медленной части и классику (финал, тема менуэта) исполнили лауреаты всероссийских и международных конкурсов: доцент кафедры теории и истории музыки Анна Лазанчина (флейта), солист оркестра Самарской государственной филармонии Андрей Уймин (гобой), солист муниципального Концертного духового оркестра Максим Садовников (кларнет), преподаватель ДЦМШ Пётр Васирук (валторна), солист оркестра Самарского академического театра оперы и балета им. Д. Д. Шостаковича Кирилл Гольченко (фагот).


Поразили трепетным отношением к слову вокальные сочинения Галины Разбаевой: романс «Ночь» на сл. И. Аксакова, написанный к 1000-летию рода Аксаковых и два романса на слова самарского поэта Ольги Борисовой. Вокальные миниатюры выразительно и тонко исполнила лауреат всероссийских и международных конкурсов Надежда Сорокина (сопрано), ее концертмейстером выступила Ольга Демиденко.

Тепло приняла публика произведения Илоны Дягилевой, окутанные романтической атмосферой. Произведение «Музыка березовых струн» для фортепиано, было написано по заказу известного в Европе пианиста Бренно Амброзини для выпускного экзамена его ученицы, Альбы Пуэртас. В Самаре это сочинение прозвучало впервые, проникновенно исполнила его лауреат всероссийских и международных конкурсов Валентина Яхьяева.

Слушатели познакомились с циклом «Созерцание», созданным значительно ранее. Три части камерного произведения для виолончели и фортепиано предстали философским размышлением композитора о жизни («Созерцание живущего прошлым», «Созерцание живущего настоящим», «Созерцание живущего будущим»). Осмыслили и воплотили музыкальные идеи композитора лауреаты всероссийских и международных конкурсов Дарья Жукова (виолончель) и Валентина Яхьяева (фортепиано).

Ещё одно произведение Илоны Дягилевой, представленное на этом вечере, – «Эскизы моря» для скрипки, виолончели и фортепиано. В сочинении три части, имеющие подзаголовки: «Утро», «Полдень», «Вечер». Илона Дягилева так говорит о программе музыки: «Из одного источника рождаются звуковые импрессионистические картины, отображающие разные состояния стихии моря: прохлады и света (утром), яркости и зноя (в полдень), мягкости и сумрака (вечером). Здесь можно провести аналогию с картинами импрессионистов, которые писали один и тот же пейзаж при разном освещении». Произведение показалось стилистически вдохновленным музыкой композиторов – импрессионистов, особенно Клода Дебюсси с его оркестровым шедевром «Море».


Ярким финалом музыкального вечера стало исполнение нового произведения Вячеслава Шевердина – Концерта для фортепиано с оркестром С-dur в авторском переложении для двух роялей. В дуэте с композитором, севшим за второй рояль, выступил юный пианист, ученик ДЦМШ Юрий Саломатин (класс М.П. Карасёвой). Публика встретила произведение столь восторженно, что исполнители на бис ещё раз сыграли его третью часть.


Руководителем и ведущей проекта, прошедшего под эгидой Самарского отделения Союза композиторов, стала кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки СГИК, кандидат искусствоведения, член союза композиторов России, заслуженный артист Самарской области Алла Черняева. Она предварила каждое произведение профессиональными комментариями и создала в зале теплую доброжелательную атмосферу, в которой порой непростые по музыкальному языку произведения воспринимались с вниманием и интересом. 


Подробнее в материале студентки кафедры теории и истории музыки Валерии Саргош. Руководила процессом создания рецензии доцент Анна Лазанчина.






Источник: Медиацентр