Музыканты-кочевники

12 апреля 2024

Музыканты-кочевники
Пианистка и арфистка Татьяна Чумак о втором высшем музыкальном образовании, трудностях работы с внеземным инструментом и том, почему в Самаре всего две арфистки.

— Как арфа появилась в вашей жизни?

— Я получаю второе высшее образование. В нашем институте заочно отучилась как пианистка. Потом по совету преподавателя, который меня выпускал, Татьяны Свитовой, поступила на арфу.

Знакомство с арфой было не первым, мне и раньше предлагали. Я тогда ещё училась в Молдавии, в Кишинёве, в лицее имени Сергея Рахманинова как пианистка. У нас была преподаватель англичанка, которая учила другую девочку, но я тоже немного поиграла, мне рассказали, что к чему.


Когда меня здесь знакомили с инструментом, уже не было непривычно. Струны очень похожи на клавиатуру фортепиано: красненькие – «до», чёрненькие – «фа». Первые два года меня учила арфистка из Ульяновска Анастасия Акулова, сейчас Дарья Мирославова из саратовской филармонии.


Я пришла сюда в оркестр, и Михаил Щербаков сказал, что нужен музыкант на арфу. С осени прошлого года начали привлекать к игре в оркестре филармонии. Для концерта «Её Величество Арфа» впервые разрешили сюда её вывезти.


— То есть эта арфа из филармонии?


— Да, у меня нет своего инструмента. Самая дешёвая стоит полмиллиона.


— Значит, вы всегда занимаетесь в филармонии?


— Да, мне разрешают туда приходить. У них нет штатной арфистки. Арфисты редкие люди, потому что инструмент дорогой, преподавателей мало, музыканты-кочевники, они из города в город…


Очень долго инструмент «шёл» в Россию. Французская и советская русская школа дали основу, как нужно играть, сколько пальцев должно быть задействовано: у пианистов – пять, у арфистов – четыре. Чайковский придумал три арфовых соло, которые известны на весь мир: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Три балета, которые сделали арфу известной.


— Для арфы нужны особые ноты? Интеллектуальная задачка, чтобы понять партитуру.


— Для этого и нужен преподаватель. Я занимаюсь пять дней в неделю, ещё у меня сын, у меня работа по совместительству пианисткой. Я два дня работаю не в Самаре, и нет возможности играть в эти дни, из-за перерывов потом возникают проблемы.


Пытаюсь в школе, где преподаю, продвинуть идею с арфой. Но для детей это сложно и больно, у них пальчики маленькие, кожа нежная. Нужна кельтская арфа, где натяжение струн слабже, переключатели сверху. Но если поехать в Ирландию, то они скажут, что мы неправильно играем.


— Классической школы арфы нет?


— В Питере последователи немецкой, а в Москве – французской. Больше по России нигде, в областях самоучки. Мне очень повезло, что у меня преподаватель закончила московскую консерваторию и передаёт мне настоящую арфовую школу исполнительства.


— Как звучит нравится, влюбились в звук?


— Конечно. Я и за роялем также сижу, это как медитация. У меня сын играет на малом ксилофоне. Сестра на флейте играет, я альтернативное фортепиано выбрала. Посмотрим, что получится, хочется лавировать между возможным и невозможным.


— Дальше — куда?


— Пока не знаю. Мой преподаватель сейчас поступила в аспирантуру, чтобы иметь возможность преподавать в саратовской консерватории. Может быть, также. Я учусь на целевом, филармония дала запрос на музыкантов, которых им не хватает. У нас две арфистки в городе, если меня считать. Одна в театре работает.


Арфа про волшебство, она внеземная. Легенды говорят нам, что на арфе играли боги и ангелы.



Источник: Медиацентр