Не авангард, а ханты-манси
28 августа 2023
В рамках фестиваля-маркета «Территория моды. Сделано в Самарской области» впервые состоялся показ коллекций одежды, созданной студентами Самарского института культуры. Одна из них — «Север» — произведение выпускницы Лены Смирновой. Сохранение и передача «лиц народа», включение этнических мотивов в современную повседневную одежду и ощущения от «первого» подиума – в нашем материале.
Лена Смирнова пару месяцев назад завершила обучение на кафедре дизайна и декоративно-прикладного искусства СГИК, но связь с институтом не оборвала, а, наоборот. Её выпускной работой стала коллекция «Север». Лена получила диплом, а коллекция отправилась в гастрольный тур по самарским событиям.
Модели оценили на молодёжном форуме Приволжского федерального округа «iВолга», квартирной триеннале галереи «Виктория», фестивале «Протока», на волонтёрском заезде СКИВ от Инклюзивного ресурсного центра и не только.
Для того, чтобы понять коллекцию надо знать Лену. Она обнимает обаянием, любит синие очки на пол-лица, яркие стрелки, собирает тонны тёмных кудрей в рогульку или распускает по ветру. Лена смелая. Она фотографирует, рисует, кастомизирует одежду, пишет шутки для команды КВН и делает всё, что доставляет ей радость и интерес.
В СГИКе Лена принимала участие в учебных проектах «Вехи судьбы», LOCUS, «Малевич». Последний получил продолжение и был представлен на выставке Алексея Давыдова «В садах Эдема» в МКТК «Дирижабль» и в галерее «Новое пространство» на выставке «Маска. Идол. Тотем». Работы художницы были отмечены в номинации «Кастомизация» на Студенческой весне на Волге.
Особое место в творчестве Лены занимает дизайн одежды и создание костюма. В образах девушка использует техники тай-дай, роспись по коже, кастомизация, аппликация и вышивка. На вышивку был сделан акцент в её первой полномасштабной коллекции «Север», созданной под руководством профессора, заведующей кафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства СГИК Дарьей Арутчевой.
Волнительно представить модели экзаменационной комиссии, получить после возможность представить работы на одном из ведущих областных фестивалей моды — повод для гордости.
— Какой посыл ты транслируешь через костюмы, которые сегодня были представлены на подиуме?
– Любой народ хочет запечатлеть себя, свою жизнь и жизнь другого человека, оставить после себя знак. Лицо – не просто знак, это застывшая эмоция, восприятие мира, взгляд на другого человека, на нас с вами. Прошлое отражается в настоящем.
— Лица стилизованы, но узнаваемы. Чем ты вдохновлялась при создании образов?
– Я изучала культуру народов севера, шила по мотивам этноса Нимнгакан. Вдохновлялась работами Пабло Пикассо, футуристов, сюрреалистов, стилизовала их лица и включила в современный дизайн и крой костюма.
– Расскажи, пожалуйста, в чём уникальность твоих моделей.
– Я использую вышивку и аппликацию, но это авторская техника. Она складывалась по мере того, как я шила.
Пробовала делать коллажи – накладывать ткань на ткань, но выглядело слишком грубо. Хотелось лёгкости, воздушности, поэтому я решила сделать аппликацию на сетке, чтобы появилась многослойность. Работала с техникой ткачества гобелена. Лица – вышивки, они интерактивны, то есть их можно отстегнуть и при желании переместить, например, с кармана на сумку.
— Значит, уже ориентируешься на запросы клиентов. Спрос на этнику сейчас большой?
– Смотря, кто что считает этникой, потому что я уже представляла «Север» в рамках одного крупного форума, и эксперты не увидели в нём историю коренных народов. Сказали: «Много стилизации, авангард!»
После ко мне подошёл другой участник (он не знал, что я дизайнер и представляла эту коллекцию) и сказал: «Я вижу в этих лицах черты ханты-манси – моих коренных народов». Я подшутила над ним: «Это же авангард!». «Не авангард, а ханты-манси!» – ответил он.
Было удивительно, что человеку так откликнулось моё видение, работа моих рук, цвета… Я чувствовала, что север вот тут – в моих руках.
– Когда твои костюмы видят на фестивале и на подиуме – разные ощущения?
– Да, очень. Сейчас состоялся мой первый выход на подиум в качестве дизайнера одежды. Когда делаешь вещь, то смотришь на неё на манекене. В показе ты уже видишь, как костюмы смотрятся в группе, а не по отдельности, как вещь сидит на модели, как на неё ложится свет, всё перекликается. Ощущение, что всё воплотилось, как было задумано в эскизе.
Вместе с Леной Смирновой в показе приняли участие коллекции её одногруппниц. Выпускные работы «Истоки», «Уяв», «Арабеска», «Времена года», «Сабантуй» представили Оксана Смолина, Ксения Николаева, Ирина Головачёва, Виктория Холькина и Александра Шамшетдинова.
Лена Смирнова пару месяцев назад завершила обучение на кафедре дизайна и декоративно-прикладного искусства СГИК, но связь с институтом не оборвала, а, наоборот. Её выпускной работой стала коллекция «Север». Лена получила диплом, а коллекция отправилась в гастрольный тур по самарским событиям.
Модели оценили на молодёжном форуме Приволжского федерального округа «iВолга», квартирной триеннале галереи «Виктория», фестивале «Протока», на волонтёрском заезде СКИВ от Инклюзивного ресурсного центра и не только.
Для того, чтобы понять коллекцию надо знать Лену. Она обнимает обаянием, любит синие очки на пол-лица, яркие стрелки, собирает тонны тёмных кудрей в рогульку или распускает по ветру. Лена смелая. Она фотографирует, рисует, кастомизирует одежду, пишет шутки для команды КВН и делает всё, что доставляет ей радость и интерес.
В СГИКе Лена принимала участие в учебных проектах «Вехи судьбы», LOCUS, «Малевич». Последний получил продолжение и был представлен на выставке Алексея Давыдова «В садах Эдема» в МКТК «Дирижабль» и в галерее «Новое пространство» на выставке «Маска. Идол. Тотем». Работы художницы были отмечены в номинации «Кастомизация» на Студенческой весне на Волге.
Особое место в творчестве Лены занимает дизайн одежды и создание костюма. В образах девушка использует техники тай-дай, роспись по коже, кастомизация, аппликация и вышивка. На вышивку был сделан акцент в её первой полномасштабной коллекции «Север», созданной под руководством профессора, заведующей кафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства СГИК Дарьей Арутчевой.
Волнительно представить модели экзаменационной комиссии, получить после возможность представить работы на одном из ведущих областных фестивалей моды — повод для гордости.
— Какой посыл ты транслируешь через костюмы, которые сегодня были представлены на подиуме?
– Любой народ хочет запечатлеть себя, свою жизнь и жизнь другого человека, оставить после себя знак. Лицо – не просто знак, это застывшая эмоция, восприятие мира, взгляд на другого человека, на нас с вами. Прошлое отражается в настоящем.
— Лица стилизованы, но узнаваемы. Чем ты вдохновлялась при создании образов?
– Я изучала культуру народов севера, шила по мотивам этноса Нимнгакан. Вдохновлялась работами Пабло Пикассо, футуристов, сюрреалистов, стилизовала их лица и включила в современный дизайн и крой костюма.
– Расскажи, пожалуйста, в чём уникальность твоих моделей.
– Я использую вышивку и аппликацию, но это авторская техника. Она складывалась по мере того, как я шила.
Пробовала делать коллажи – накладывать ткань на ткань, но выглядело слишком грубо. Хотелось лёгкости, воздушности, поэтому я решила сделать аппликацию на сетке, чтобы появилась многослойность. Работала с техникой ткачества гобелена. Лица – вышивки, они интерактивны, то есть их можно отстегнуть и при желании переместить, например, с кармана на сумку.
— Значит, уже ориентируешься на запросы клиентов. Спрос на этнику сейчас большой?
– Смотря, кто что считает этникой, потому что я уже представляла «Север» в рамках одного крупного форума, и эксперты не увидели в нём историю коренных народов. Сказали: «Много стилизации, авангард!»
После ко мне подошёл другой участник (он не знал, что я дизайнер и представляла эту коллекцию) и сказал: «Я вижу в этих лицах черты ханты-манси – моих коренных народов». Я подшутила над ним: «Это же авангард!». «Не авангард, а ханты-манси!» – ответил он.
Было удивительно, что человеку так откликнулось моё видение, работа моих рук, цвета… Я чувствовала, что север вот тут – в моих руках.
– Когда твои костюмы видят на фестивале и на подиуме – разные ощущения?
– Да, очень. Сейчас состоялся мой первый выход на подиум в качестве дизайнера одежды. Когда делаешь вещь, то смотришь на неё на манекене. В показе ты уже видишь, как костюмы смотрятся в группе, а не по отдельности, как вещь сидит на модели, как на неё ложится свет, всё перекликается. Ощущение, что всё воплотилось, как было задумано в эскизе.
Вместе с Леной Смирновой в показе приняли участие коллекции её одногруппниц. Выпускные работы «Истоки», «Уяв», «Арабеска», «Времена года», «Сабантуй» представили Оксана Смолина, Ксения Николаева, Ирина Головачёва, Виктория Холькина и Александра Шамшетдинова.
Источник: Медиацентр