Не пожалеешь ни секундочки

13 июня 2023

Не пожалеешь ни секундочки
За каждым мастером и артистом стоит его мастер, человек, который вложил силы, любовь и душу. В Год педагога и наставника мы рассказываем о тех, кто сыграл судьбоносную роль в жизни преподавателей Самарского института культуры.

Елена Ивашечкина, педагог кафедры актерского искусства и сценической речи, артистка Самарского драматического театра им. М. Горького, делится воспоминаниями об учебе в мастерской Глеба Дроздова, театрального режиссера, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.

… Поступила я в мастерскую Глеба Борисовича Дроздова в 1979 году. О том, что он будет набирать курс, узнала случайно. В Москве мне сказали: «Давай-давай, приезжай в Воронеж! Будет набирать замечательный мастер! Не пожалеешь ни секундочки!» Когда мы приехали в Воронеж, там уже шел третий тур. Мы волновались, что нас не возьмут. Но нас, слава Богу, взяли, и я действительно не пожалела ни секунды за всю свою жизнь. Я только с благодарностью вспоминаю своего мастера.


Мы никогда не чувствовали какого-то пренебрежения. Он всегда был внимателен. Мы его даже немножко побаивались. Скорее даже боялись не соответствовать ему. Потому что все его занятия были всегда удивительны и не похожи одно на другое. Он всегда был очень разный, харизматичный. Мы, во всяком случае, девчонки, были в него влюблены.


Каждая наша неделя занятий начиналась с того, что Глеб Борисович спрашивал: «Ну, что вы посмотрели? Какой спектакль?» И если мы не посмотрели какой-то спектакль за эту неделю, тогда обязательно надо было либо какой-то роман прочитать, либо в музей сходить. Обязательно надо было себя как-то образовывать. Когда начинался разбор того, что ты посмотрел или прочел, и ты говоришь: «Мне понравилось». Он всегда говорил: «Ты что, тетя Дуся, что тебе понравилось? Ну-ка доказывай свои мысли». Он всегда учил нас мыслить, разбираться, всегда быть мотивированными. Он взращивал в нас позицию профессионала и это помогало потом в разборе ролей.

Помню, после первой сессии мы почти всем курсом поехали в Ленинград и посмотрели кучу спектаклей БДТ и Театра на Литейном. Мы приехали и стали делиться своими впечатлениями. В тот момент мы, к счастью, посмотрели «Холстомера» с Евгением Лебедевым. Это было потрясением на всю жизнь. Я до сих пор даже не могу назвать другого какого-то спектакля, после просмотра которого я испытала такой катарсис душевный.

И когда мы стали делиться своими впечатлениями, своими мыслями, отстаивать их, нам казалось, что мы это делали так убедительно. Но потом Глеб Борисович начинал все разбирать, рассказывать и волей-неволей так получалось, что он нас в свою веру перековывал, а все наши аргументы оказывались неубедительными. Но мы все сошлись на том, что это действительно был гениальный спектакль и потрясающая работа Евгения Лебедева.

Кроме Глеба Борисовича у нас были еще преподаватели по мастерству актера. Это и Анатолий Гафарович Абдулаев, и Ванда Павловна Оттович, и Всеволод Михайлович Турчин… Они все разные, все индивидуальности и всем им большое спасибо и поклон, потому что их уроки не прошли даром. К счастью, Всеволод Михайлович Турчин служит со мной в одном театре. И у меня есть такая возможность подойти, сказать, спросить. Не всегда же так бывает, что педагоги, мастера работают в одном театре вместе с тобой. Вот недавно у нас была премьера спектакля «Фредерик или бульвар преступлений». И мы там со Всеволодом Михайловичем играем даже в одном эпизоде.


Когда были какие-то уже спектакли на выпуске, мы всем курсом купили плитку, казан, ложки и варили суп. И пока кто-то был на сцене, кто-то в это время варил суп . И когда заканчивалось занятие, заканчивался прогон, мы со всеми педагогами, взяв ложки садились вокруг казана и прямо из него черпали этот суп такой большой, дружной семьей, прямо как в старых фильмах. И это было ужасно вкусно, потому что мы целый день не ели и все были голодные. Это тоже впечатление, которое осталось на всю жизнь.

Он был еще и человек удивительного юмора. Сам умел пошутить и нас тоже учил мыслить нестандартно, парадоксально, неожиданно. И когда Глеб Борисович выходил и что-то показывал, это было всегда очень смешно и точно по действию. И вот сидишь и думаешь: «Ну что он от меня хочет? Ну ничего не получается». А он выйдет, покажет, и ты сразу: «А! Вот, что он хочет, и сразу все так понятно становится». Так что я могу только пожелать такого мастера каждому


Я горжусь свои мастером. Он сам учился у Андрея Александровича Гончарова. Поскольку он называл нас детьми, мы все про себя называли его папой, а себя считали внуками Гончарова.

Волей-неволей, когда ты что-то играешь, когда работаешь над ролью, все-равно всегда обращаешься к мастеру: «А что бы сказал Глеб Борисович? А что бы он поменял? А как бы он сделал?». Даже спустя столько лет. 

Источник: Медиацентр