Режиссерский ход в двух городах С

24 августа 2022

Режиссерский ход в двух городах С
Через месяц Екатерина Балацкая, студентка мастерской Виктора Петрова, выпустит спектакль на «большой» сцене. Балаковский театр юного зрителя станет пилотной площадкой совместного проекта с Самарским институтом культуры. Александр Мальцев, заведующий кафедрой театральной режиссуры СГИКа, уверен, что выпускникам жизненно необходимо покидать зону комфорта и работать во время учебы с профессиональными коллективами.

Что вы знаете о Балаково?

Город находится в Саратовской области. Его площадь — это 39 княжеств Монако, его название склоняется, хотя, многие уверены, что нет, а еще там находится самая мощная атомная электростанция в России. Можно нагуглить минимум пять стоящих интересных фактов. Вот единственный, ради которого каждый год сюда едут выпускники российских вузов культуры и театральных институтов страны.


В Балаково есть театр юного зрителя. Курс его творческой жизни определяет художественный руководитель Максим Потапов, выпускник СГИКа. В Балаковском театре работают молодые, интересные, которым все надо. На постановках аншлаги, а в репертуаре много экспериментальных спектаклей. Сюда едут за творчеством и от нелюбви к штампам. Здесь ценят искренность и самобытность.


Александр Мальцев ставит спектакли в Балаковском театре юного зрителя на протяжении нескольких лет. Недавно получил «Золотого Арлекина» — высшую награду XI областного Саратовского театрального фестиваля. Жюри осталось в восторге от его работы — рок-фантазии «Вий». Наступающий сезон откроется его постановкой «Блэз», а вот продолжится… в том числе, спектаклем студентки СГИКа Екатерины Балацкой.


Сан Саныч (только так и не иначе называют Александра Александровича Мальцева в институте студеты и преподаватели — прим. ред.) зачем студентам кафедры режиссуры, у которых уже есть учебный театра института ехать в другой город? Все ведь есть уже здесь.

— Это шикарная возможность для будущих выпускников попробовать поставить квалификационные работы не на площадках дворцов культуры, школ, а поработать с профессиональным театром. Несмотря на то, что их профиль называется «Руководство и режиссура любительского театра», я считаю, что они должны пройти и школу профессионального театра, поработать с профессиональными цехами – звукорежиссерами, художниками по свету, со специалистами пошивочного цеха и декораторами.

— Почему именно Балаковский театр юного зрителя?

— Художественный руководитель театра Максим Потапов учился в мастерской Александра Золотухина. Нас связывает множество совместных проектов. В этом году мы решили сделать для театра «перезагрузку». Максим Анатольевич был проездом в Самаре и до каникул у него была возможность встретиться с будущими выпускниками. Они очень вдохновились идеей.

— Что будет представлять из себя совместный проект?

— Шесть студентов режиссерской мастерской Виктора Петрова поставят в Балаковском театре юного зрителя выпускные квалификационные работы. Театр на это выделяет финансирование, несмотря на то, что это больше лабораторная история. Все-таки она с прицелом на то, что постановки будут идти на их площадке. Реквизит и костюмы наши выпускники будут собирать не из подручных материалов. Для них это будет создаваться. Ребята общаются с Максимом Анатольевичем, как с художественным руководителем, утверждают концепцию, название, дальше начинается «рождаться» спектакль. В команде у режиссера есть художник, они разрабатывают декорации, продумывают костюмы и сценографию, участвуют в техническом совете.

— Получается, что абсолютно весь театр в их распоряжении (практически)?

Балаковский театр имеет хорошую материально-техническую базу, пошивочный и художественный цеха, столярный, то есть все профессиональные службы, которые должны быть в театре. Одно дело, когда "в домашних" условиях в рамках учебного театра мы этим занимаемся: сами и на "звуке" сидим, и на "свете", и декорации делаем, и реквизит где-то достаем, то здесь, есть отдельные службы, которые за это отвечают. Это определенно другая школа и другой уровень ответственности за выпускную квалификационную работу.

— Кто войдет в режиссерский студенческий десант от СГИКа?

— Катя Балацкая приступила к работе по пьесе Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды», выбрано еще пять работ студентов курса Виктора Петрова. Они скоро поедут знакомиться с труппой и подбирать актеров. Дальше согласуют концепцию и начнут взаимодействовать с цехами по оформлению. Ребята будут приезжать сюда, в Балаково, на выходные. Мы планируем три работы сдать до нового года и выпустить еще три в году наступающем.

— У актеров в СГИКе есть выпускная декада, может ли она появиться у режиссеров?

— Да. Я, как куратор, предложу сделать декадную неделю, то чего никогда не было у режиссеров. Получится такая шестидневка. Работы у них будут и в течение года, но вот итоговой историей станет недельный показ.

Понятны бонусы для наших студентов: работа с профессиональным театральным коллективом, но какая выгода в этой ситуации для самого театра?

— У театра есть возможность поработать с молодыми режиссерами. Это разные люди, со своими смыслами, с почерком. Такая работа обогащает актеров, а если она еще и удачная, то входит в репертуар. На мой взгляд, тут все взаимовыгодно.

— Идти на эксперименты — круто и здорово, что театр, готовый на такое, развивается не в самом большом городе России.

— Когда в этом театре я поставил «Вий», за который я получил награду, то один из столичных критиков (эксперт Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска») сказал, что за два года это первый спектакль, который стал для него потрясением. Для него было неожиданностью, что в провинции есть «живые» и интересные театры.
Я надеюсь, что мы начнем этот проект с режиссерами мастерской Виктора Петрова, а продолжим с будущими выпускниками курса того же Золотухина. На мой взгляд, интересно набирать не только актерские целевые курсы, но и режиссерские, выстраивать дружеские и профессиональные взаимоотношения между вузом и театрами. Я работаю с «Петровцами» три года и вижу в них очень интересный и хороший потенциал, за который мне не стыдно. Я вижу движение и интерес, поэтому мне это надо.

— Звучит, как начало чего-то масштабного…

— Возможно, что все это оформится в фестивальное движение. Например, фестиваль режиссерских выпускных работ на базе театра либо для всей страны, либо для малых городов, но пока не знаю. Такая идея есть, но начнем с малого.

Источник: