Спроси, если хочешь

5 декабря 2022

Спроси, если хочешь
Она переехала из города роз, получила один из высших баллов на вступительных и неожиданно влюбилась в дизайн. Работы Кристины Твердун, студентки профиля «Этнодизайн и авторская школа», выставлялись в Самарском областном художественном музее, когда ей было 14. Судьба несколько раз намекала, что в Самаре ее однозначно ждет что-то хорошее. Так и случилось.

У нее необычная внешность и говорящая фамилия. Темные волосы и светлые глаза. Высокая, уверенная в себе Кристина Твердун, спустя полгода, все еще удивляется самарским протяжным «А», резким «Ца» и по привычке отвечает: «Шо?» Волжский акцент вызывает у нее улыбку, хотя, он практически для нее уже родной. Кристина переехала в Самару из Донецка, города миллиона роз. Здесь она вновь начала улыбаться, вспомнила, что такое вдохновение и нашла новых друзей.

— Кристина, недавно ты стала участницей Всероссийского ежегодного фестиваля дизайна «Свой формат» от Союза дизайнеров России и заняла второе место. В первые месяцы учебы и сразу победа.

— Мне повезло, что в этом году стартовал курс по костюмографике. Это для меня это что-то новое, современное. Предмет ведет Дарья Дмитриевна (Дарья Арутчева, заведующая кафедрой дизайна и декоративно-прикладного искусства СГИК, профессор, дизайнер костюма и аксессуаров, член Союза дизайнеров России — прим. ред.). Она очень круто всё объясняет. Мы делаем эскизы. Проектируем одежду из исходного… пятна. Представьте пятно, а потом подумайте какой одеждой оно может стать.

Мы готовились к конкурсу всеми вечерами и ночами. Сначала рисовали маленькие эскизы, потом — палитру цветов, из которой будет состоять коллекция и уже сами работы. За несколько дней до конкурса я заболела и подумала, что все, не буду участвовать, но успела. И даже победила. На фестивале представила дизайн-проект коллекции осенней одежды.

— Почему Самара? Ее с Донецком разделяют 27 часов на поезде.

— Мы приезжали сюда с делегацией донецкой художественной школы, где я училась: были на фестивале «Чистый Репин», наши картины выставлялись в областном Художественном музее. Однажды друзья сказали, что здесь есть институт культуры, а в нем — дизайнерское направление. Я планировала поступать в Питер, хотела реставрировать иконы, интересовалась академической живописью, когда все строго и по канонам. Но дизайн оказался намного интереснее. Ты можешь делать то, что хочешь, отойти от образца, у тебя больше идей. На вступительных помню момент, когда приступила к заданию, потом все будто во сне. Время пролетело незаметно, настолько я была вдохновлена и поглощена процессом.

— Вступительные же длятся три часа…

— Мне настолько было приятно работать: творческая атмосфера института, люди рядом с тобой сидят и рисуют, а еще осознание, что ты уже взрослый. Было задание по декоративной композиции: выбрать одну из четырех тем и сделать компоновку трех фигур. Я выбрала тему сказок. Показываю сверстникам, а они не угадывают сюжет, спрашивают, что это за волшебник… Это же Карабас-Барабас и его театр.

— У тебя один из высших баллов на творческих вступительных.

— 192 балла за творческие, 69 баллов по русскому языку и больше 70 по литературе. Это хороший результат.

— Первые полгода первого курса оказались сложными?

— Пока не знаю, что будет на сессии, но все предметы, особенно творческие, очень интересные. В следующих семестрах у нас будет обработка стекла, создание гобеленов. Я даже полюбила рисунок. У нас очень классные преподаватели!

— Самара для тебя какая?

— Здесь рядом старые и новые дома. Есть метро, и оно выходит на улицу на конечной станции. Это прикольно. У вас, в Самаре, другой говор и манера общения, но я ее уже переняла: протяжная «а» и все окончания превращаются в «ца». Не все понимают слова, которые для меня привычные: «ставок». Знаете, что это такое? Это искусственное озеро. Или «тремпель». Дай мне тремпель. Никто сначала не понимал. Это вешалка.

— Ты всегда жила в Донецке?

— Да. У меня там и сейчас живет семья. Когда я приехала сюда, то боялась всего. Хлопает дверь — мне страшно, но сейчас уже все нормально. Когда живешь там, то привыкаешь к тому, что слышишь снаряды, начинаешь различать летит к тебе или от тебя. Это становится обыденностью. Я не люблю об этом говорить, но если спрашивают, то всегда отвечаю. Жизнь там другая. Например, мы пользовались только наличными деньгами. В Москве я впервые увидела кассы самообслуживания. Интернет. Здесь 40 гб в месяц! У нас 1 гб и это очень дорого, ты можешь зайти и сразу выйти. Если у кого-то в классе во время контрольной есть больше 1 гб, то он самый крутой. Да, мы переписывались смсками.

— В Донецке началась твоя карьера художника.

— Я много участвовала в разных конкурсах. Мои работы отправляли в Италию и в Москву. Однажды мои иллюстрации к белорусским сказкам попали в сборник. Все это в 14 лет. Много работ выставлялось в донецких галереях и арт-пространствах.

— Самара тебя «вылечила», если можно так сказать?

— Да. Я стала улыбаться. Мне безумно нравится, что здесь происходит много всего: «Волга Фест», «Ночь искусств», а Российская студенческая весна — это же восторг. Мы ходим на экскурсии в областной Союз художников, я открыла для себя «Дом 77». Меня очень вдохновляет.

Источник: Медиацентр