В Самаре состоялась эксклюзивная офлайн премьера спектакля Никиты Славича «Берег Вавилона»

20 сентября 2021

В Самаре состоялась эксклюзивная офлайн премьера спектакля Никиты Славича «Берег Вавилона»
В минувшие выходные питерский режиссер Никита Славич, лауреат проекта РУПОР 63, представил зрителям спектакль-пробежку «Берег Вавилона». Весной он презентовал постановку в виде эскиза на первой всероссийской Резиденции управления проектами оригинальной режиссуры. Никита Славич вошел в число победителей и реализовал свою идею уже в более масштабном формате.

В наушниках – ритмичный бит и шум набережных Гоа, Ялты, Парижа, Рио и Тель-Авива. Пока звучит трек, группа зрителей бежит тоже по набережной, но уже по самарской, и старается не отставать от проводника-перформера: сейчас у каждого есть время подумать о личной истории эмигранта или эмигрантки, которую слушали на предыдущей остановке.

Спектакль-променад, сайт-специфичный театр – форматы, которые самарские зрители давно воспринимают с энтузиазмом, но всё равно остаются редкой историей для города. Тем ценнее оказалась поддержка жанра командой всероссийского проекта РУПОР 63. Спектакль «Берег Вавилона» получил не только финансирование, но и техническое, и менеджерское сопровождение. Магистранты продюсерского курса «Управление проектами в сценических искусствах», который ведет Яна Егорова, идейный вдохновитель конкурса и старший преподаватель кафедры театральной режиссуры СГИК, согласовали с городскими властями все художественные детали, придуманные командой Никиты Славича.

Начинается действие в Струковском парке с инструктажа и разминки, в которых принимает участие не только актриса-перформер, но и сам режиссер. Впереди 4 км пути. Никита Славич объясняет, что надо зайти открыть в Telegram канал «Берег Вавилона», загрузить одноименный трек и запустить его одновременно. Важно, чтобы зрители двигались в едином темпе. Аудиальная часть действия происходит в наушниках, на протяжении часа зрители не общаются между собой.

Структура аудиальной части спектакля, на первый взгляд, проста: бит, шум, история, снова бит, снова шум и так несколько раз.
В наушниках звучат истории эмигрантов, которые рассказывают сами герои. В спектакль вошли монологи о переезде на Гоа, в Ялту, Париж, Рио-де-Жанейро и Тель-Авив. По ходу повествования герои отвечают на вопросы: «готовы ли они вернуться на Родину, скучают ли по прежней жизни и где теперь их дом...»

«Вербатимы (монологи) для спектакля собирала Настя Бабаева, театровед, выпускница ГИТИС, и вот теперь еще и драматург. Или это даже больше было похоже на журналистскую практику: Настя запустила клич в социальных сетях, искала героев в сообществах, брала интервью и выбирала самое острое. Забавно, что, в основном, спикерами стали художники, деятели культуры и театра», - рассказывает Никита Славич, режиссер спектакля.

Истории условно «разделяет» музыка, написанная специально для «Берега Вавилона» Стасом Редковым. После нее зритель слышит шум набережных, записанный с бинауральным эффектом, что делает звуковое восприятие объёмным и максимально реалистичным.

Пять историй – пять остановок. На каждой участники и актриса Молодежного драматического театра «Мастерская» Ольга Царёва делают совместный физический тренинг. Заканчивается спектакль на Речном вокзале среди лестниц и пристаней: актриса зажигает дымовую шашку. Звучат аплодисменты, а для зрителей наступает время осмыслить новый опыт.

«Возможно следующим летом повторим показы, но вернемся к этому вопросу через год. Через пару недель в сайт-специфическом подкасте «Театр быта» появится аудио-версия «Берега Вавилона», которую можно будет пробежать в своём темпе на любой удобной набережной», - объясняет Никита Славич.

На проекте РУПОР Никита Славич представил сразу два эскиза. «Берег Вавилона» получил возможность стать полноценным спектаклем, а вторым проектом «Экосвидания» заинтересовались в Александринском театре. Вскоре режиссёр приступит к работе над постановкой на питерской сцене.

Источник: Медиацентр