Буквально видеть прекрасными

12 марта 2024

Буквально видеть прекрасными
В актовом зале прошла лекция-концерт, посвященная композитору, пианисту-виртуозу Виктору Полторацкому. Встреча стала продолжением цикла «Растекшееся время: полифоническая музыка XX-XXI веков» от Лаборатории современного искусства им. Д.Д. Шостаковича.

«Я очень рада, что вы пришли узнать и полюбить музыку еще одного отечественного композитора», — обратилась к залу лектор Ирина Васирук, кандидат искусствоведения, доцент кафедры фортепиано и музыковедения СГИК.

Виктор Полторацкий — потомок дворянского рода Полторацких. Он родился в 1949 г. в Тбилиси в музыкальной семье. Способности мальчика проявились рано. Его техникой и музыкальностью был поражен Дмитрий Кабалевский, встреча с которым определила переезд в Москву. В дальнейшем маэстро стал педагогом Виктора Полторацкого по композиции. Дебют в качестве автора у молодого человека состоялся в 1968 году. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения исполнил его Симфониетту в четырех частях.

Виктор Полторацкий написал для фортепиано множество произведений. Музыканты отмечают «бисы» Полторацкого, которые всегда имела оглушительный успех. Его визитная карточка — пьеса «Сувенир», которая позже была переработана для скрипки и посвящена Владимиру Спивакову. Для него Полторацкий создал и скрипичный концерт. Он много писал и инструментальных сочинений для своих друзей и коллег: братьев Григория и Валентина Фегиных, супруги Ларисы Полторацкой, Юрия Башмета, для солистов Большого театра и не только.

Последние годы жизни и творчества музыканта были связаны с камерным оркестром «Виртуозы Москвы». Одним из создателей которого он был. Полторацкий писал для коллектива концертные пьесы, получившие широкую популярность. Композитор сделал для оркестра более 100 обработок, в том числе, 24 прелюдий Шостаковича. Виктор Полторацкий скоропостижно скончался на 37-м году жизни на гастролях во время Дней российской культуры в Будапеште.

Лариса Полторацкая вспоминает о супруге: «Он всех буквально видел прекрасным, был очень прост с людьми, все возвеличивал и тем самым упрощал».

Музыкальная часть лекции была представлена первым циклом «24 прелюдии и фуги». Материал открывает сущность композитора, в котором жило «абсолютное видение красоты в человеке». Мелодии визуализируются, обретают образную яркость и театральную портретность. Композитор любил вкраплять цитаты. В фуге №6 использовал лейтмотив к знаменитому «Фантомасу», в прелюдии №13 — песенку «Антошка», в фуге № 18 — знаменитого «Чижика-пыжика».

В концерте в исполнении лауреатов всероссийских и международных конкурсов — Алисы Лопаревой, Марины Абросимовой, Анны Колесниковой и Татьяны Свитовой — прозвучали Прелюдия и фуга №1 C-dur, № 2 a-moll, № 18 f-moll, №14 es-moll, №3 G-dur.

«Для пианиста тексты достаточно простые, но надо привыкнуть к современному языку, понять его и изучить. Много случайных знаков, часто меняются тональности. В моих пьесах была еще и постоянная смена размера. Это держит исполнителя в тонусе. Как только я погрузилась в смысл, то сразу влюбилась в произведения, которые исполняла. Для меня они прочитались достаточно быстро. Первый цикл Прелюдия и фуга №14 es-moll по своей масштабности и грандиозности мне напомнил 24-ю прелюдию и фугу Дмитрия Шостаковича. Их я исполняла на госэкзаменах. Тональности из шести бемолей меня всегда привлекают. Второй цикл Прелюдия и фуга №3 G-dur привлекла переменчивым размером, то 5/8, то 6/8. Прочитываются разные грани образа внутри одной фуги. Играть очень интересно», — рассказывает Татьяна Свитова, заведующая кафедрой фортепиано и музыковедения.

В заключении Ирина Васирук отметила, что произведения Виктора Полторацкого не только могут расширить репертуар студентов музыкальных училищ, институтов искусств и консерваторий, но и украсить репертуар концертирующих пианистов.

Организовала мероприятие Алла Черняева, руководитель Лаборатории современного искусства Д.Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов России, заслуженная артистка Самарской области.

Источник: Медиацентр