«Мы "вынесли" из классов новый курс»
28 февраля 2022
Дмитрий Болдырь, доцент кафедры эстрадно-джазового искусства, о новом формате лекций-концертов, запуске курса для джазовых музыкантов и об особом значении «снято».
На минувшей неделе в МКТК «Дирижабль» состоялась открытая лекция-концерт по истории джазовых стилей и исполнительства «Парадигма фортепианного трио в джазе». Это второе мероприятие цикла, который еще в прошлом году придумал и запустил Дмитрий Болдырь, доцент кафедры эстрадно-джазового искусства, руководитель джазового ансамбля Brilliant Corners и джазового студенческого оркестра.
Формат предполагает уютную и расслабленную обстановку. Образовательный и познавательный контент гости лекции слушают не в учебной аудитории, а в просторном зале, на проектор выводятся фрагменты выступлений музыкантов, а в рассказ спикера удачно встроено музыкальное сопровождение от джазового ансамбля нашего института Brilliant Corners.
Текст лекций под руководством Дмитрия Болдыря готовит Владимир Буянцев, преподаватель кафедры эстрадно-джазового искусства. Каждая из них уникальна: девяносто процентов информации из иностранных источников переводит сам спикер. Лекции-концерты основаны на материалах нового курса «История стилей джазового исполнительства», который стартовал в 2021 году. Его слушатели – студенты кафедры эстрадно-джазового искусства, а разработан он при непосредственном участии Дмитрия Болдыря.
«Для слушателей лекций-концертов мы "вынесли" из классов новый современный курс по джазу. Это синтез двух предметов – "Истории джазовых стилей" и "Истории исполнительства. Второй, к слову, преподается в основном у "классических" исполнителей, но не у джазовых. Это касается не только училищ, но и консерваторий», – рассказывает Дмитрий Болдырь, художественный руководитель проекта.
Курс внесен в учебный план и сейчас по нему занимаются первокурсники, рассчитан он на два с половиной года. Студенты не только получают теоретические знания, они слушают аудиозаписи концертных выступлений, обсуждают, учатся делать выводы и анализируют технику.
Безусловно формат лекции-концерта не предполагает дословное цитирование курса целиком, но включает самые интересные наработки. В этот раз Владимир Буянцев провел анализ фортепианного трио в джазе как явления и самостоятельной единицы на примере творчества трех ключевых джазовых пианистов XX века и их подхода к организации ансамбля. Речь шла о творчестве Билла Эванса, Бада Пауэлла, Кита Джаррета.
«В ходе подготовки к лекции мы нашли интересный факт о Баде Пауэлле. Оказалось, что он практиковал "бесконечное" соло. Представьте, каждый из музыкантов солирует по очереди, но что если пианист исполняет где-то около пяти повторений гармонической сетки, а потом… уходит со сцены. Тему подхватывают барабанщик и гитарист, а солист возвращается через некоторое время, и они все вместе заканчивают произведение. Такой информации в википедии даже нет и в учебниках тоже», – приводит пример Дмитрий Болдырь.
Нотный материал, который исполняют Brilliant Corners тоже заслуживает отдельного внимания. Это не произведения из сборников, которые можно найти в библиотеке или в магазине. Все то, что они играют «снято», то есть транскрибировано с аудиозаписей и записано вручную.
«Представьте, мы находим запись концерта, который был лет 60–70 назад, а случился он в каком-нибудь неизвестном клубе в глубине кварталов. Мы скрупулезно "снимаем" материал и можем исполнять его здесь и сейчас. Раньше транскрибировали с аудиокассет, сейчас – с дисков. Все джазовые стандарты, которые звучат сегодня делали мои студенты третьего и четвертого курсов. Допустим, я спрашиваю: "Кто "снял" Кита Джаррета?" Руку поднимает Ксюша Сухова», – объясняет Дмитрий Болдырь.
По мнению автора проекта, джаз, да и любая другая музыка – это не только теория с точки зрения построения произведения. Это знания биографии личностей, которые ее создают. Формат открытых лекций-концертов будет интересен не только будущим джазменам, но и студентам других кафедр музыкально-исполнительского факультета, хотя, почему… и других факультетов тоже.
«Я сегодня увидел много новых лиц и это очень порадовало. Думаю, что очень здорово иметь возможно прикоснуться к искусству из-за кулис, да и вообще.. джаз – это для всех», – завершает рассказ Дмитрий Болдырь.
Ближайшая лекция-концерт состоится через несколько месяцев. Будем рады встрече.
На минувшей неделе в МКТК «Дирижабль» состоялась открытая лекция-концерт по истории джазовых стилей и исполнительства «Парадигма фортепианного трио в джазе». Это второе мероприятие цикла, который еще в прошлом году придумал и запустил Дмитрий Болдырь, доцент кафедры эстрадно-джазового искусства, руководитель джазового ансамбля Brilliant Corners и джазового студенческого оркестра.
Формат предполагает уютную и расслабленную обстановку. Образовательный и познавательный контент гости лекции слушают не в учебной аудитории, а в просторном зале, на проектор выводятся фрагменты выступлений музыкантов, а в рассказ спикера удачно встроено музыкальное сопровождение от джазового ансамбля нашего института Brilliant Corners.
Текст лекций под руководством Дмитрия Болдыря готовит Владимир Буянцев, преподаватель кафедры эстрадно-джазового искусства. Каждая из них уникальна: девяносто процентов информации из иностранных источников переводит сам спикер. Лекции-концерты основаны на материалах нового курса «История стилей джазового исполнительства», который стартовал в 2021 году. Его слушатели – студенты кафедры эстрадно-джазового искусства, а разработан он при непосредственном участии Дмитрия Болдыря.
«Для слушателей лекций-концертов мы "вынесли" из классов новый современный курс по джазу. Это синтез двух предметов – "Истории джазовых стилей" и "Истории исполнительства. Второй, к слову, преподается в основном у "классических" исполнителей, но не у джазовых. Это касается не только училищ, но и консерваторий», – рассказывает Дмитрий Болдырь, художественный руководитель проекта.
Курс внесен в учебный план и сейчас по нему занимаются первокурсники, рассчитан он на два с половиной года. Студенты не только получают теоретические знания, они слушают аудиозаписи концертных выступлений, обсуждают, учатся делать выводы и анализируют технику.
Безусловно формат лекции-концерта не предполагает дословное цитирование курса целиком, но включает самые интересные наработки. В этот раз Владимир Буянцев провел анализ фортепианного трио в джазе как явления и самостоятельной единицы на примере творчества трех ключевых джазовых пианистов XX века и их подхода к организации ансамбля. Речь шла о творчестве Билла Эванса, Бада Пауэлла, Кита Джаррета.
«В ходе подготовки к лекции мы нашли интересный факт о Баде Пауэлле. Оказалось, что он практиковал "бесконечное" соло. Представьте, каждый из музыкантов солирует по очереди, но что если пианист исполняет где-то около пяти повторений гармонической сетки, а потом… уходит со сцены. Тему подхватывают барабанщик и гитарист, а солист возвращается через некоторое время, и они все вместе заканчивают произведение. Такой информации в википедии даже нет и в учебниках тоже», – приводит пример Дмитрий Болдырь.
Нотный материал, который исполняют Brilliant Corners тоже заслуживает отдельного внимания. Это не произведения из сборников, которые можно найти в библиотеке или в магазине. Все то, что они играют «снято», то есть транскрибировано с аудиозаписей и записано вручную.
«Представьте, мы находим запись концерта, который был лет 60–70 назад, а случился он в каком-нибудь неизвестном клубе в глубине кварталов. Мы скрупулезно "снимаем" материал и можем исполнять его здесь и сейчас. Раньше транскрибировали с аудиокассет, сейчас – с дисков. Все джазовые стандарты, которые звучат сегодня делали мои студенты третьего и четвертого курсов. Допустим, я спрашиваю: "Кто "снял" Кита Джаррета?" Руку поднимает Ксюша Сухова», – объясняет Дмитрий Болдырь.
По мнению автора проекта, джаз, да и любая другая музыка – это не только теория с точки зрения построения произведения. Это знания биографии личностей, которые ее создают. Формат открытых лекций-концертов будет интересен не только будущим джазменам, но и студентам других кафедр музыкально-исполнительского факультета, хотя, почему… и других факультетов тоже.
«Я сегодня увидел много новых лиц и это очень порадовало. Думаю, что очень здорово иметь возможно прикоснуться к искусству из-за кулис, да и вообще.. джаз – это для всех», – завершает рассказ Дмитрий Болдырь.
Ближайшая лекция-концерт состоится через несколько месяцев. Будем рады встрече.
Источник: Медиацентр