Актриса. Наставник. Педагог.
28 февраля 2024
В 1975 году способная и красивая Лена окончила шестую школу и поступила на факультет самолетостроения в Куйбышевский авиационный институт им. С.П. Королева. У нее наверняка все бы получилось, став она инженером, но через два года девушка уехала в театральное училище в Свердловске. Дальше была учеба в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского и возвращение в родной город.
С 1981 года Елена Лазарева работает в Самарском академическом театре драмы им. М. Горького. За эти годы она сыграла более 50 ролей. Сейчас ее можно увидеть в постановках «Жанна», «Касатка» и не только. Мудрая, проницательная, нежная, но со стальным внутренним стержнем. С 1988 года артистка передает мастерство воспитанникам кафедры актерского искусства и сценической речи Самарского института культуры. Под ее руководством структурным подразделением организовано огромное количество постановок и программ.
— Елена Александровна, в чем заключается самая важная задача преподавателя?
— На мой взгляд, самая главная задача преподавателя — не навредить. Наш студент должен сохранить свою индивидуальность. Мы его должны профессионально оснастить, чтобы он мог творчески развиваться и ни в коем случае не клонировать под себя. Это касается и актерского мастерства, и сценической речи. Поэтому каждый раз, когда я встречаюсь со студентами на занятиях по сценической речи, я всегда начинаю с одной фразы: «Ваш голос — это ваш автограф». И еще одна фраза, которая призывает ребят быть более пытливыми: «Дорогу осилит идущий». Если они будут придерживаться этих постулатов в своей творческий жизни, то смогут много добиться в нашей очень непростой профессии.
— Какие возможности для профессионального роста есть в России?
— Мне кажется, возможности для профессионального роста на сегодняшний день у ребят очень большие. Есть с чем сравнивать. Я сама училась в прошлом веке, я видела, как сложно ребятам устраиваться в театр в девяностые, в нулевые. И я вижу, какие возможности появились у ребят сейчас. Сколько возникает новых проектов, сколько творческой инициативы, связанной именно с молодежью. Мне кажется, это очень важно и нужно.
Сейчас появились новые творческие площадки. Становится значительно шире понятие творческого актерского потенциала, расширилось медийное пространство, в котором они могут себя реализовать. Я имею в виду безусловно и работу с аудиозаписями, аудиокнигами, видеосъемку, проекты, которые создаются после мастер-классов, в которых принимают участие ребята. На сегодняшний день, как мне кажется, понятие «Актер драматического театра» давно кануло в лету. Сейчас это синтетический актер, который владеет и голосом, и великолепно двигается.
— В каких грантовых проектах вы принимали участие?
— Я думаю, что все мои грантовые проекты со студентами еще впереди. Я участвовала в грантовом проекте, для меня несколько неожиданном, новом и тем, наверное, и интересным — это Всероссийский парафестиваль «Театр — территория равных возможностей», где я выступала и как эксперт, и проводила мастер-классы в рамках образовательной программы фестиваля. Работала с людьми с ограниченными возможностями. Для меня сначала это было несколько неожиданно.
Я не знаю, сколько они могли взять от меня, но я взяла от них очень много. Я посмотрела спектакль «Недослов». И этот уровень органики, взаимопроникновения в партнера меня покорил. Это была лучшая школа партнеринга. Для меня как для актрисы, которая уже 42 года в профессии, это очень интересный урок. И конечно тот азарт, с которым участники работают в этом проекте... Люди, которые преодолевая себя, ни в коем случае не спекулируя на своих недостатках, говорят о тех ценностях, о которых говорим мы. И у них это получается даже честнее.
— Как национальные проекты помогают сделать нашу жизнь лучше?
— Конечно национальные проекты улучшают нашу жизнь. Потому что мы видим, как улучшается инфраструктура, как улучшаются дороги, как меняются наши школы, как меняются детские учреждения. И это касается не только городского уровня, это касается и области. Я, в силу своей работы, часто общаюсь с коллегами из области и вижу, как происходят эти изменения. И в результате жители малых городов не чувствуют себя ущемленными. Мне кажется, что это здорово и важно.
— Как в нашей стране поддерживают талантливую молодежь?
— Посмотрите, сколько театров в нашем городе. Появился театр «Мастерская». Театр «Грань» получил статус государственного драматического. И основной состав самарских театров — это выпускники нашего вуза. Ребятам выдаются губернаторские стипендии. Творческая личность растет на успехе. Возможно, иногда этот успех дается чуть-чуть авансом, но я уверена, что в будущем это воздастся сторицей.
— В марте состоится главное политическое событие нашей страны. Вы пойдете на выборы?
— Конечно я пойду на выборы. Потому что я гражданин своей страны. И я целиком поддерживаю политику и то, что происходит в нашей стране. Поэтому я безусловно пойду на выборы и буду голосовать. Для меня этот вопрос очень важный, принципиальный и ответственный. Я считаю, что нельзя отделять культуру от государства и от страны, в который ты живешь. Это наш гражданский долг.
Благодарим за фотоматериал Самарский академический театр драмы им. М. Горького
Источник: Медиацентр