Бах. Бетховен. Шопен.

25 марта 2025

Бах. Бетховен. Шопен.
В исполнении Дмитрия Дятлова прозвучала фортепианная классика.

В программе концерта встретились произведения различных стилей и жанров: от музыки барокко до романтических сочинений, от миниатюры или сюиты до крупных форм сонаты или баллады.

Образная сфера музыки также весьма разнообразна – сочинения на религиозную тему и программная музыка светского характера, жанровые зарисовки и развёрнутые музыкальные драмы.

Музыка И.С. Баха представлена в концертных обработках Ф. Бузони. Это Органная хоральная прелюдия фа-минор и «Каприччио на отъезд возлюбленного брата». Если первое произведение наполнено символами евангельской истории, то второе – это ироничное изображение бытовой истории, в которой есть и льстивые уговоры, и притворная скорбь, и юная непосредственность в предвкушении долгожданного путешествия.

Шестнадцатая соната Л. Бетховена может разочаровать тех, кто привык в музыке композитора слышать страсть и патетику, бурю и натиск. Это венская музыка, в которой можно усмотреть театральные образы и даже характерные положения комедии. Однако Бетховен и здесь остаётся верен себе, стихия стремительных движений и мистика таинственных погружений временами дают о себе знать.

Четвёртая баллада Ф. Шопена представляет собой развёрнутую крупную форму, где в основе музыкальной драмы лежит история, как бы рассказанная лирическим героем. Светлые воспоминания постепенно обрастая подробностями, захватывают и увлекают за собой, мы будто становимся свидетелями человеческой трагедии.

Баркарола Ф. Шопена рисует венецианский пейзаж, в котором то и дело меняются краски, покачивающийся аккомпанемент как бы несёт на себе пленительную и беззаботную мелодию песни гондольера или лодочника. Остинатные фигуры то чуть ускоряют, то замедляют движение: разлитые повсюду свет, нега и благость будто переносят в страну грёз.

Большие блестящие вальсы завершают концертную программу, вводят слушателя в атмосферу бала, где самые разные персонажи образуют пёструю картину праздника.

Автор текста – Дмитрий Дятлов, профессор кафедры фортепиано и музыковедения СГИКа, доктор искусствоведения.

Источник: Медиацентр