Больше всех надо
7 июля 2022
Первые выпускники магистерской программы «Театральная педагогика и режиссура» Анатолия Праудина представили зрителям итоговую работу. Постановку «Три сестры» по Антону Чехову они создавали даже не несколько месяцев. Это два года скрупулезной и вдумчивой работы с материалом. Премьера, как и было заявлено, состоялась в пространстве «Свободная сцена» в театре «СамАрт». Получилось интересно (по мнению критиков и гостей).
Когда у тебя уже все хорошо: есть работа, семья, ты уже получил образование (и, возможно, даже не одно), тебе за 30, а жизнь сложилась, мысль о возвращении к учебникам и за институтскую парту может вызвать приступ тревожности и страха: «Зачем?» Но если не поддаться панике, а, наоборот, согласиться на авантюру… ради себя, результат впечатлит, потому что превзойдет все ожидания. В магистратуру поступают «в разуме», когда понимают для чего это нужно, а не выбирают специальность по красивому названию. Это история про осознанность.
Больше двух лет назад Самарский институт культуры совместно с театром «СамАрт» запустили магистерскую программу «Театральная педагогика и режиссура». Мастером курса стал известный российский режиссер Анатолий Праудин, педагогом — актер, теле- и радиоведущий Алексей Елхимов.
Целью программы стало сочетание авторского метода мастера и системы мастер-классов ведущих специалистов в театральной педагогике. Она объединила мастерство в режиссуре, актерском искусстве, пространственной композиции, сценарном и продюсерском деле, сочинительный тренинг с этюдным способом изучения материала, классический метод действенного анализа и тренинга пространственной композиции. Были анонсированы тренинги элементов актерской психотехники по Станиславскому, тренинг спонтанных реакций по Демидову, авторских способов создания роли и композиций по Чехову, биомеханики по Мейерхольду и эффекта отчуждения, техники показа роли по Брехту. Программа серьезная и интересная.
В первом наборе программы оказались взрослые и успешные из нескольких российских городов: Саратова, Магнитогорска, Нягани и не только. В большинстве — актеры. Для них особенно важно было понять механику режиссуры, а в перспективе — занять еще одну позицию в театральном мире.
«Основной упор в процессе обучения магистрантов лаборатории Анатолия Праудина делался на практику. Театр - синтетическое искусство, а, следовательно, и люди театра должны владеть палитрой навыков и умений. Два года назад мы начали с биографии писателя и пьесы «Три сестры». Работали подробно: от этюдов на первое впечатление, на личный опыт связанный с материалом, до актерских наблюдений, разбора событийного ряда и выпуска самих сцен», — рассказывает Алексей Елхимов, преподаватель курса.
Каждый месяц ребята из разных городов приезжали на мини-сессии и раз в полгода готовили большой этапный показ. В России, да и во всем мире, пожалуй, мало специалистов, которые умели бы так работать с драматургией, в частности Чехова, как Анатолий Праудин. Его подробное, иногда переходящее в точные этюды, подведение ребят к темам пьесы, к образам, к работе внутри роли — бесценный опыт. Самое главное было это услышать и откликнуться. Они это сделали.
За два года одна из аудиторий института превратилась в импровизированный театр, сцена которого менялась от месяца к месяцу. На стенах появлялись то состаренные (в чае) листки с записками, то… стулья, то… диковинные отражения старинного проектора, который кто-то из них случайно нашел. Один раз эта сцена наполнилась… звездами средь бела дня. Окна закрыли плотным черным картоном, через который точечно навязчиво пробивались солнечные лучи.
Со стороны выглядело еще интереснее: взрослые люди с интересном что-то обсуждают, предлагают сделать вот так или по-другому, переживают, волнуются, а как только заходит мастер — в момент затихают и ловят каждое его слово. После — продолжают репетиции, работают до глубокой ночи, на бегу перекусывают, а потом опять репетируют и репетируют. И так раз в месяц. Только представьте, что такое для взрослого человека, у которого семья и работа бросать все и ехать на учебу. Это испытание и… приключение. А насколько сложно коммуницировать и стать командой — отдельный разговор.
Сцены по мотивам пьесы «Три сестры» из этюдов стали композицией спектакля, который презентовали на экспериментальной площадке «Свободная сцена» в театре «СамАрт». А магистры в процессе — осмысленными режиссерами. Они прошли подробный разбор материала, провели работу над событийным рядом, отношениями героев, сочинили само пространство.
«Смешанные ощущения подъема и новых возможностей, но есть грусть, но при этом приятно, потому что все эти годы было очень круто. По итогам спектакля лучше расскажут зрители, мне сложно в полной мере оценить, что получилось, а что нет. Чувствую одно — была проделана большая работа с перспективой на продолжение», — делится впечатлениями после премьеры выпускник магистерской программы Юлий Ридель.
«У ребят за спиной большой путь и огромная творческая работа. Они профессионально выросли, и это отмечают все педагоги, которые приходили к нам на зачёты и экзамены. Это их и индивидуальная заслуга, и общая. Им удалось стать сплочённым коллективом, курсом. Они могли бы стать маленьким целостным театром со своей философией, эстетикой. Они хорошо натренированы, и я верю, что в профессии теперь им будет легче справляться с трудностями. Конечно, прощаться было грустно. Я их всех очень люблю, за каждого готов поручиться. И я верю, что такие встречи не случайны. Наши творческие пути (теперь с коллегами) обязательно пересекутся», — подводит итог работы Алексей Елхимов.
Но это еще не конец. Каждому из магистров теперь предстоит поставить свой спектакль. Пока с этим заданием справились два «очника» — Саша Кохан из Магнитогорска и Юлий Ридель из Саратова. Их обучение подошло к концу, а однокурсники — студенты заочного отделения завершат его ближе к зиме, но вручение дипломов будет общим.
Магистерская программа «Театральная педагогика и режиссура» стала новым опытом совместной работы «СамАрта» и Самарского института культуры. В этом году состоится новый набор.
Когда у тебя уже все хорошо: есть работа, семья, ты уже получил образование (и, возможно, даже не одно), тебе за 30, а жизнь сложилась, мысль о возвращении к учебникам и за институтскую парту может вызвать приступ тревожности и страха: «Зачем?» Но если не поддаться панике, а, наоборот, согласиться на авантюру… ради себя, результат впечатлит, потому что превзойдет все ожидания. В магистратуру поступают «в разуме», когда понимают для чего это нужно, а не выбирают специальность по красивому названию. Это история про осознанность.
Больше двух лет назад Самарский институт культуры совместно с театром «СамАрт» запустили магистерскую программу «Театральная педагогика и режиссура». Мастером курса стал известный российский режиссер Анатолий Праудин, педагогом — актер, теле- и радиоведущий Алексей Елхимов.
Целью программы стало сочетание авторского метода мастера и системы мастер-классов ведущих специалистов в театральной педагогике. Она объединила мастерство в режиссуре, актерском искусстве, пространственной композиции, сценарном и продюсерском деле, сочинительный тренинг с этюдным способом изучения материала, классический метод действенного анализа и тренинга пространственной композиции. Были анонсированы тренинги элементов актерской психотехники по Станиславскому, тренинг спонтанных реакций по Демидову, авторских способов создания роли и композиций по Чехову, биомеханики по Мейерхольду и эффекта отчуждения, техники показа роли по Брехту. Программа серьезная и интересная.
В первом наборе программы оказались взрослые и успешные из нескольких российских городов: Саратова, Магнитогорска, Нягани и не только. В большинстве — актеры. Для них особенно важно было понять механику режиссуры, а в перспективе — занять еще одну позицию в театральном мире.
«Основной упор в процессе обучения магистрантов лаборатории Анатолия Праудина делался на практику. Театр - синтетическое искусство, а, следовательно, и люди театра должны владеть палитрой навыков и умений. Два года назад мы начали с биографии писателя и пьесы «Три сестры». Работали подробно: от этюдов на первое впечатление, на личный опыт связанный с материалом, до актерских наблюдений, разбора событийного ряда и выпуска самих сцен», — рассказывает Алексей Елхимов, преподаватель курса.
Каждый месяц ребята из разных городов приезжали на мини-сессии и раз в полгода готовили большой этапный показ. В России, да и во всем мире, пожалуй, мало специалистов, которые умели бы так работать с драматургией, в частности Чехова, как Анатолий Праудин. Его подробное, иногда переходящее в точные этюды, подведение ребят к темам пьесы, к образам, к работе внутри роли — бесценный опыт. Самое главное было это услышать и откликнуться. Они это сделали.
За два года одна из аудиторий института превратилась в импровизированный театр, сцена которого менялась от месяца к месяцу. На стенах появлялись то состаренные (в чае) листки с записками, то… стулья, то… диковинные отражения старинного проектора, который кто-то из них случайно нашел. Один раз эта сцена наполнилась… звездами средь бела дня. Окна закрыли плотным черным картоном, через который точечно навязчиво пробивались солнечные лучи.
Со стороны выглядело еще интереснее: взрослые люди с интересном что-то обсуждают, предлагают сделать вот так или по-другому, переживают, волнуются, а как только заходит мастер — в момент затихают и ловят каждое его слово. После — продолжают репетиции, работают до глубокой ночи, на бегу перекусывают, а потом опять репетируют и репетируют. И так раз в месяц. Только представьте, что такое для взрослого человека, у которого семья и работа бросать все и ехать на учебу. Это испытание и… приключение. А насколько сложно коммуницировать и стать командой — отдельный разговор.
Сцены по мотивам пьесы «Три сестры» из этюдов стали композицией спектакля, который презентовали на экспериментальной площадке «Свободная сцена» в театре «СамАрт». А магистры в процессе — осмысленными режиссерами. Они прошли подробный разбор материала, провели работу над событийным рядом, отношениями героев, сочинили само пространство.
«Смешанные ощущения подъема и новых возможностей, но есть грусть, но при этом приятно, потому что все эти годы было очень круто. По итогам спектакля лучше расскажут зрители, мне сложно в полной мере оценить, что получилось, а что нет. Чувствую одно — была проделана большая работа с перспективой на продолжение», — делится впечатлениями после премьеры выпускник магистерской программы Юлий Ридель.
«У ребят за спиной большой путь и огромная творческая работа. Они профессионально выросли, и это отмечают все педагоги, которые приходили к нам на зачёты и экзамены. Это их и индивидуальная заслуга, и общая. Им удалось стать сплочённым коллективом, курсом. Они могли бы стать маленьким целостным театром со своей философией, эстетикой. Они хорошо натренированы, и я верю, что в профессии теперь им будет легче справляться с трудностями. Конечно, прощаться было грустно. Я их всех очень люблю, за каждого готов поручиться. И я верю, что такие встречи не случайны. Наши творческие пути (теперь с коллегами) обязательно пересекутся», — подводит итог работы Алексей Елхимов.
Но это еще не конец. Каждому из магистров теперь предстоит поставить свой спектакль. Пока с этим заданием справились два «очника» — Саша Кохан из Магнитогорска и Юлий Ридель из Саратова. Их обучение подошло к концу, а однокурсники — студенты заочного отделения завершат его ближе к зиме, но вручение дипломов будет общим.
Магистерская программа «Театральная педагогика и режиссура» стала новым опытом совместной работы «СамАрта» и Самарского института культуры. В этом году состоится новый набор.
Источник: Медиацентр