Божество, которое зажигает звезды
23 августа 2023
Постановка «Ожившие полотна» новокуйбышевского театра «Астрей» — лауреат IV Всероссийского парафестиваля «Театр — территория равных возможностей» была отмечена экспертами в номинации «Лучший просветительский спектакль».
Особенные артисты становятся героями картин русских художников, а сопровождающий текст погружает зрителей в сюжет. Как личная история одной мамы изменила судьбы огромного количества семей и дала понять, что они не одиноки, а диагноз врачей — не приговор — в нашем материале.
Лариса Леонова не планировала становиться режиссером, объединять вокруг себя родителей особенных детей, создавать первый и единственный в Новокуйбышевске инклюзивный театр. Она была обычной мамой обычного сына. Но обычное в один момент стало особенным.
Трехлетний Паша упал с балкона. Врачи не исключали самое страшное. Выжил. Первое время Паша не мог ходить, говорить и одеваться. Лариса и ее мама поставили цель — поднять ребенка на ноги. Паша рос, но сверстникам становилось с ним не интересно. Случился вакуум, что особенно больно для мальчишки.
Лариса поняла, что если общения нет, то надо его найти. Так появилась идея создать сообщество, где детей с инвалидностью и их родителей будут принимать такими, какие они есть, верить в то, что в спокойной и комфортной среде вопреки всем диагнозам происходит развитие.
Встречи и чаепития переросли в развивающие занятия, потом в первый концерт, а дальше мысли начали складываться в сценарии. Так в 2012 году в маленьком Новокуйбышевске появилась маленькая театральная студия с неограниченными возможностями и смелостью «Астрей». Назвали ее в честь божества греческой мифологии, зажигающей на небе новые звезды.
«И пусть у них не получится во всем встать на одну ступень со здоровыми сверстниками. Но теперь у них есть своя ступень – это сцена, которая дала им возможность развиваться самим и дарить другим радость творчества и надежду на завтрашний день. И это – их главная роль», — рассказывает о себе театр в ВК.
Получилось, что родители создали площадку для социализации детей, которые попали в особую жизненную ситуацию, а у зрителей появилась возможность увидеть, что люди с ограниченными возможностями здоровья не ограничены даже в такое тонкой сфере как искусство. Диагнозы остались в медицинских картах, на сцене — только творчество.
Театр «Астрей» — лауреат и участник огромного количества фестивалей. Теперь в их портфолио и победа в самарском событии.
— Лариса, поздравляем вас с победой в IV Всероссийском парафестивале «Театр — территория равных возможностей». Расскажите, пожалуйста, о постановке.
— Меня вдохновил один из спектаклей московского фестиваля особых театров «Протеатр». Коллектив делал бессловесные постановки по картинам своего местного художника. Я решила развить идею и сделать с нашими ребятами спектакль о русских художниках. Так появилась постановка «Ожившие полотна». Мы выбрали картины, которые на наш взгляд, сможем описать, придумать предисловие и получилось то, что получилось.
— Что важнее для артистов особого театра: процесс репетиций, где проходит социализация и речевая практика, или сам выход на большую сцену? Это больше стресс или радость?
— Это радость в любом случае. Я в большей степени, конечно, буду говорить за своих ребят. Мы сначала просто создали такой добровольный коллектив с целью, чтобы ребята как-то общались и адаптировались, а потом как-то закрутилась театральная деятельность, и пошли мы по этой стезе.
Мы начинали с капустников, со своих каких-то местных постановочек, а потом решили пойти на «большого» зрителя. Мы обратили внимание, что во время репетиций, подготовки ребята начинают более тесно общаться, у них появляется ответственность не только за себя, но и за общее дело. Им действительно это нравится. Наверное, все-таки выход на большую сцену — это уже как бонус или как десерт после обеда.
Это для них величайшая радость, особенно когда все даётся, когда им аплодируют, когда свет рампы, когда сцена такая, как сегодня в театре «СамАрт» со всеми техническими возможностями. У них поднимается самооценка и улучшаются все внутренние хорошие качества.
— Благодаря участию в постановках детки раскрываются. Невозможно выделить лучшего, потому что для всех — это победа. Расскажите, какие задачи стояли перед артистами, как распределялись роли, кто удивил.
— Начну с тех, кто удивил. Действительно ребята раскрывались. Ребятишки с синдромом Дауна, которые играли медвежат в картине «Утро в сосновом бору», тяжело входят в этот процесс. Объяснить, что они должны что-то делать, довольно сложно. Как правило, они делают то, что считают лучшим. Делают потихоньку в игровой форме. После того, как они один раз выступили, вдруг они включились и даже стали более активно, я даже скажу, осознанно делать некоторые вещи, которые я и не требовала от них.
История с картинами оказалась еще и образовательной для ребят с ментальными нарушениями. Они не просто познакомились с какими-то картинами и художниками, про которые они завтра забудут. Они окунулись в эту атмосферу. Они сыграли это, почувствовали что-то, сами побывали в этой атмосфере. Они заинтересовались и уже после нашей встречи говорили о возможности поставить еще какие-нибудь картины. То есть у них появился интерес. В те моменты, когда мы рассматривали картины, они не просто смотрели на них, а уже думали о постановке.
— Постановку озвучивает голос за кадром. Что помогает решить этот прием?
— Голос за кадром и фонограмма помогают, поскольку большинство ребят неговорящие. У нас есть всего несколько ребят, которые сами записывались. Использовать фонограмму мы стали с самых первых дней нашего существования как театра.
Если ребята с нарушением речи начинают говорить, мы используем этот материал на своих собственных мероприятиях. Например, когда выступаем для родителей. Если мы выступаем на большой сцене, то зрителям должно быть понятно все. Это должно быть эмоционально, ярко, чтобы оно проникало в душу, в сердце, чтобы это было не только смотрибельно, но и слушательно.
— Сколько в вашем коллективе артистов и кто их них занимается с момента основания коллектива?
На сегодняшний день у нас 35 ребят в возрасте от 8 до 45 лет. С основания занимается мой ребенок, Сергей Бочкарев, Настя Туркина и Настя Шапкина.
потом подтягивались остальные.
— Почему, на ваш взгляд, важно развивать тему инклюзии в театральном искусстве и проводить парафестиваль?
— По поводу инклюзии мне сложно сказать. Я не совсем сторонник инклюзии, потому что ее на моем жизненном пути мало. Потому что инклюзия — это тесная взаимосвязь больных и здоровых людей. Но, тем не менее, конечно эта связь очень важна.
Мы, например, существуем при Доме молодежных организаций. В нашем театре нет профессиональных или нормотипичных актеров, но, тем не менее, общаемся с ребятами из других групп. Это позволяет нашим ребятам чувствовать себя на одном уровне со всем остальным обществом.
Самарский парафестиваль — это уникальное событие. Потому что нам дают возможность, как говорится, себя показать и других посмотреть, понять какие выразительные средства используются, как это все делается. На сегодняшний день каких-то обучающих программ по работе с ребятами с инвалидностью крайне мало. Парафестиваль даёт возможность изучать опыт, накопленный людьми, педагогами родителями и коллективами.
Особенные артисты становятся героями картин русских художников, а сопровождающий текст погружает зрителей в сюжет. Как личная история одной мамы изменила судьбы огромного количества семей и дала понять, что они не одиноки, а диагноз врачей — не приговор — в нашем материале.
Лариса Леонова не планировала становиться режиссером, объединять вокруг себя родителей особенных детей, создавать первый и единственный в Новокуйбышевске инклюзивный театр. Она была обычной мамой обычного сына. Но обычное в один момент стало особенным.
Трехлетний Паша упал с балкона. Врачи не исключали самое страшное. Выжил. Первое время Паша не мог ходить, говорить и одеваться. Лариса и ее мама поставили цель — поднять ребенка на ноги. Паша рос, но сверстникам становилось с ним не интересно. Случился вакуум, что особенно больно для мальчишки.
Лариса поняла, что если общения нет, то надо его найти. Так появилась идея создать сообщество, где детей с инвалидностью и их родителей будут принимать такими, какие они есть, верить в то, что в спокойной и комфортной среде вопреки всем диагнозам происходит развитие.
Встречи и чаепития переросли в развивающие занятия, потом в первый концерт, а дальше мысли начали складываться в сценарии. Так в 2012 году в маленьком Новокуйбышевске появилась маленькая театральная студия с неограниченными возможностями и смелостью «Астрей». Назвали ее в честь божества греческой мифологии, зажигающей на небе новые звезды.
«И пусть у них не получится во всем встать на одну ступень со здоровыми сверстниками. Но теперь у них есть своя ступень – это сцена, которая дала им возможность развиваться самим и дарить другим радость творчества и надежду на завтрашний день. И это – их главная роль», — рассказывает о себе театр в ВК.
Получилось, что родители создали площадку для социализации детей, которые попали в особую жизненную ситуацию, а у зрителей появилась возможность увидеть, что люди с ограниченными возможностями здоровья не ограничены даже в такое тонкой сфере как искусство. Диагнозы остались в медицинских картах, на сцене — только творчество.
Театр «Астрей» — лауреат и участник огромного количества фестивалей. Теперь в их портфолио и победа в самарском событии.
— Лариса, поздравляем вас с победой в IV Всероссийском парафестивале «Театр — территория равных возможностей». Расскажите, пожалуйста, о постановке.
— Меня вдохновил один из спектаклей московского фестиваля особых театров «Протеатр». Коллектив делал бессловесные постановки по картинам своего местного художника. Я решила развить идею и сделать с нашими ребятами спектакль о русских художниках. Так появилась постановка «Ожившие полотна». Мы выбрали картины, которые на наш взгляд, сможем описать, придумать предисловие и получилось то, что получилось.
— Что важнее для артистов особого театра: процесс репетиций, где проходит социализация и речевая практика, или сам выход на большую сцену? Это больше стресс или радость?
— Это радость в любом случае. Я в большей степени, конечно, буду говорить за своих ребят. Мы сначала просто создали такой добровольный коллектив с целью, чтобы ребята как-то общались и адаптировались, а потом как-то закрутилась театральная деятельность, и пошли мы по этой стезе.
Мы начинали с капустников, со своих каких-то местных постановочек, а потом решили пойти на «большого» зрителя. Мы обратили внимание, что во время репетиций, подготовки ребята начинают более тесно общаться, у них появляется ответственность не только за себя, но и за общее дело. Им действительно это нравится. Наверное, все-таки выход на большую сцену — это уже как бонус или как десерт после обеда.
Это для них величайшая радость, особенно когда все даётся, когда им аплодируют, когда свет рампы, когда сцена такая, как сегодня в театре «СамАрт» со всеми техническими возможностями. У них поднимается самооценка и улучшаются все внутренние хорошие качества.
— Благодаря участию в постановках детки раскрываются. Невозможно выделить лучшего, потому что для всех — это победа. Расскажите, какие задачи стояли перед артистами, как распределялись роли, кто удивил.
— Начну с тех, кто удивил. Действительно ребята раскрывались. Ребятишки с синдромом Дауна, которые играли медвежат в картине «Утро в сосновом бору», тяжело входят в этот процесс. Объяснить, что они должны что-то делать, довольно сложно. Как правило, они делают то, что считают лучшим. Делают потихоньку в игровой форме. После того, как они один раз выступили, вдруг они включились и даже стали более активно, я даже скажу, осознанно делать некоторые вещи, которые я и не требовала от них.
История с картинами оказалась еще и образовательной для ребят с ментальными нарушениями. Они не просто познакомились с какими-то картинами и художниками, про которые они завтра забудут. Они окунулись в эту атмосферу. Они сыграли это, почувствовали что-то, сами побывали в этой атмосфере. Они заинтересовались и уже после нашей встречи говорили о возможности поставить еще какие-нибудь картины. То есть у них появился интерес. В те моменты, когда мы рассматривали картины, они не просто смотрели на них, а уже думали о постановке.
— Постановку озвучивает голос за кадром. Что помогает решить этот прием?
— Голос за кадром и фонограмма помогают, поскольку большинство ребят неговорящие. У нас есть всего несколько ребят, которые сами записывались. Использовать фонограмму мы стали с самых первых дней нашего существования как театра.
Если ребята с нарушением речи начинают говорить, мы используем этот материал на своих собственных мероприятиях. Например, когда выступаем для родителей. Если мы выступаем на большой сцене, то зрителям должно быть понятно все. Это должно быть эмоционально, ярко, чтобы оно проникало в душу, в сердце, чтобы это было не только смотрибельно, но и слушательно.
— Сколько в вашем коллективе артистов и кто их них занимается с момента основания коллектива?
На сегодняшний день у нас 35 ребят в возрасте от 8 до 45 лет. С основания занимается мой ребенок, Сергей Бочкарев, Настя Туркина и Настя Шапкина.
потом подтягивались остальные.
— Почему, на ваш взгляд, важно развивать тему инклюзии в театральном искусстве и проводить парафестиваль?
— По поводу инклюзии мне сложно сказать. Я не совсем сторонник инклюзии, потому что ее на моем жизненном пути мало. Потому что инклюзия — это тесная взаимосвязь больных и здоровых людей. Но, тем не менее, конечно эта связь очень важна.
Мы, например, существуем при Доме молодежных организаций. В нашем театре нет профессиональных или нормотипичных актеров, но, тем не менее, общаемся с ребятами из других групп. Это позволяет нашим ребятам чувствовать себя на одном уровне со всем остальным обществом.
Самарский парафестиваль — это уникальное событие. Потому что нам дают возможность, как говорится, себя показать и других посмотреть, понять какие выразительные средства используются, как это все делается. На сегодняшний день каких-то обучающих программ по работе с ребятами с инвалидностью крайне мало. Парафестиваль даёт возможность изучать опыт, накопленный людьми, педагогами родителями и коллективами.
Источник: Медиацентр