Были бы песни, будут и пляски: говорим с Алисой Манаховой о народной культуре

18 октября 2021

Были бы песни, будут и пляски: говорим с Алисой Манаховой о народной культуре

Алиса красила волосы в розовый, может надеть косуху или сделать дреды, а в её плейлисте соединились самарские припевки, хип-хоп и арии Анны Нетребко. Она пишет поп-музыку, играет каверы на балалайке, ведёт блог и… ездит в этнографические экспедиции. Народная песня для неё не просто профессия, а настоящая любовь, и, кажется, Алиса Манахова-Седова способна поделиться своей любовью с целым миром.


– Алиса, ты – фактически амбассадор народной культуры в СГИК. Ты показываешь, что народники живут вполне обычной жизнью, знают, что такое Инстаграм и носят джинсы. 


– Да, есть такой стереотип, что народники – «традиционные» люди, которые только играют на балалайке и поют частушки. У тебя что, татуировки? Почему ты ярко красишься? А я часто меняю стиль одежды и причёски: красила волосы и в розовый, и красный. Могу прийти в косухе, а могу полгода слушать только иностранный рэп. Некоторых это смущало. Раньше меня очень задевало, почему нас воспринимают какими-то «пещерными» людьми, а сейчас отношусь к этому спокойно. Да, я не этнограф стопроцентный, которые каждый полгода ездит в экспедиции – считаю себя просто человеком. Активным человеком, который любит изучать что-то новое и за пределами народной культуры. 


– А с какими стереотипами ты сталкивалась и как думаешь, почему они вообще появляются? 


– Вот эта однонаправленность: не только косы, юбки, балалайка, но и то, что народники ничего кроме «громкого завывающего звука» не могут. Жаль, что так говорят не только студенты, но и некоторые преподаватели-вокалисты других направлений.

Наверное, эти стереотипы растут из старой школы. Получил образование инженера – всю жизнь работаешь инженером: и мы тоже должны развиваться в только в своём направлении. Я согласна, что профессионалу нужно обучаться, но всё-таки сегодня на одном пути оставаться нельзя. Творческий человек – творческий во всём. Я думаю, нас скоро перестанут воспринимать только в кокошнике с балалайкой. Пока остаётся просто с пониманием относиться к людям, которых воспитали в другой парадигме.  


– Почему в своём творчестве ты выходишь за рамки народной песни? Потому что в ней чего-то не хватает или это просто интерес к другому жанру?


– Мне всегда интересно пробовать новое. А творческий путь вокалиста я начинала как раз с эстрадной музыки, потом занималась академическим вокалом и уже после пришла к народному пению. Я выросла в семье музыкантов: меня воспитывали на академической музыке и популярной западной – мама слушала Селин Дион, Мэрайю Кэри, Элтона Джона. Дома был такой синтез попсовости и классики. Даже для моей семьи удивительно, что я остановила выбор на народной песне. А для меня нормально, что я и там, и там. Я многогранна, я хочу уметь всё. И уверяю вас, народники не слушают народную музыку 24/7.

– Фольклор может быть актуальным для сегодняшнего дня или это всё-таки «архивное» искусство для тех, кто любит определённую эстетику?


Я считаю, что фольклор уже актуален, его распространяют многие вокалисты. Например, Тина Кузнецова – она соединяет фолк, фьюжн и техно: при этом из звука и ритма не теряется аутентичность.  


Если говорить про народную песню, про этнографию, то да, это эстетика для ценителей, это локальное искусство, которое понятно не всем. Но фольклор уже проникает в массы, и я думаю, что не за горами то время, когда он будет частью нашей повседневной жизни. 


– Как ты относишься к фолк-элементам в массовой культуре? Есть бренды, у которых есть концепция, а есть миллионы стилизаций – юбки, этнорисунки, узоры в одежде, руны, не как символ, а для красоты. Вот это плохо или это начальная ступенька интереса к народной культуре?

Я скорее всё-таки за. Правильное разграничение в том, что бывает что-то для красоты и бывает вещь, которая несёт смысл. Конечно, здорово понимать, что это значит. Сейчас носят венцы на ободке или кокошники – я и сама ношу. Да, это просто украшает, но это наши корни. Ношу кофты и джемперы с расшитыми рукавами. Круто, что у нас это есть. 


– Что такое современная народная культура, она существует?

Вообще всё, что мы делаем – это современная народная культура. Хоть мы и занимаемся реконструкцией культуры, всё-таки мы её видоизменяем. Может упрощаем, когда несём в массы и уже не доносим точь-в-точь как было, потому что мы сами не застали тех времён, когда это было реальностью. Мы делим на две категории: сценическая и фольклорная, этнографическая, народная. Например, всё, что делают государственные народные хоры – это первая категория, более украшенное, яркое, вычурное, из традиции взяты самые явные моменты: танцы, детали костюма, а есть фольклорная среда, где артисты стараются приблизиться к максимальной правде. В каждом городе есть такие движения, и Самара не исключение.

– Как ты выбираешь свой народный репертуар? И как чувствуешь себя, исполняя песни с большой историей?


Себе очень сложно находить репертуар. Мне нравится любовная лирика, протяжная песня. В словах и музыке заложен очень серьёзный смысл, если вдумываться – каждый раз пробирает до слёз. Это правда, это реально всё происходило! Кому-то в экспедиции бабушка рассказала о своей любви в юности, а теперь эта история живёт, и люди помнят её. Исполнитель, в первую очередь, рассказчик: если он просто красиво поёт и больше ничего, то я думаю, в этом нет никакого смысла. 


Большинство протяжных песен связаны с несчастной любовью. Её сложно показать, если не испытывала: тогда приходится прибегать и к литературе, и к фильмам, и собственному воображению, чтобы показать свою интерпретацию этого чувства. 


– Вернёмся к Инстаграму. Есть ли в нём место народной культуре?

Конечно, многие ансамбли ведут свои блоги, рассказывают о концертах, экспедициях. Благодаря интернету, народная культура продолжает развиваться.

– А ты называешь себя блогером?

Я бы не сказала, что я блогер и веду блог. Хотелось бы, у меня нет столько времени и желания, чтобы посвящать себя этому. Пока я просто рассказываю, чем я занимаюсь и показываю жизнь народницы, фольклористки, которая может совмещать всё. Надеюсь, когда я окрепну, смогу превратить свою страничку в блог о музыке и культуре в целом.

– Кто твои подписчики? И какие охваты, когда ты выкладываешь народные треки?

У меня прекрасная аудитория: там и коллеги, и ученики, и однокурсники, те, кто видел меня на сцене, и нашёл после конкурсов. Все очень искренне за меня радуются и поддерживают, особенно выходы песен. Люди, которые неравнодушны к творчеству моему, и к народному творчеству, творчеству вообще и культуре. Я думаю, что на меня не может подписаться человек, который, например, не любит музыку. 


Подписчики делятся на две группы: народники и те, кто никак не связан с народной культурой. А охваты… когда я выкладываю попсу и каверы – хорошие охваты, когда народные песни – ещё выше, а обучалки – ещё выше. Творчество очень интересует людей. Когда я что-то рассказываю про обыденную жизнь, охваты средние. Одни из самых популярных историй – рассказы о конкурсах, людям интересно, где я и с кем я на сцене. 


– На кафедре знают о твоём блоге? Как к этому относятся педагоги и одногруппники?


Татьяна Анатольевна, мой куратор, подписана и поддерживает, помогает развиваться. Кафедра знает, что есть такой человечек, который продвигает народную культуру не только вокалом, но и блогом, и внешним видом. Ребята меня поддерживают. Очень приятно, что народной песней интересуются и академисты, и эстрадники, и теоретики. Благодаря тому, что я так радею за народное творчество, другие тоже включаются в это. И я рада, потому что я делаю это для того, чтобы наши люди знали о своих корнях. 

Фото из личного архива Алисы Манаховой-Седовой

Источник: Медиацентр