Елена Юнек, заведующая кафедрой хорового дирижирования: «Пришло время экспериментов»
4 октября 2021
В минувшем году кафедру хорового дирижирования СГИК возглавила Елена Юнек. Она придумывает проекты на ходу, а творчество называет своим везением и счастьем. За одно лето Елена Юнек создала камерный хор нового формата Solaris, и за одну осень коллектив стал одним из флагманских творческих объединений института.
В сентябре 2021-го артисты приняли участие в мировой премьере: в здании самарской Фабрики-кухни прошёл перформанс «Утопия на ужин» хореографа Анны Абалихиной, художника Ксении Перетрухиной и композитора Алексея Сысоева. Кстати, Алексей подарил Solaris одно из своих произведений. Елена Юнек рассказала о том, как создавалась впечатляющая звуковая партитура перформанса и почему этот опыт изменил судьбу коллектива.
– Премьера перформанса «Утопия на ужин» должна была случиться в сентябре. Приглашение принять участие поступило несколькими неделями ранее… Сложный нотный материал, перерыв на каникулы… за месяц пришлось сделать то, что отрабатывается годами.
– Мы выучили столько, сколько проходим за семестр в обычном режиме, но нужно сказать, что малым составом разбирать материал гораздо оперативнее. Основная сложность заключалась в том, что мы впервые столкнулись со многими формами работы, собрали эдакий «фулл хаус» от музыки до технической стороны.
– Что представляла из себя каждая из частей перформанса? В одной из них артисты хора выступали в роли поваров...
– Перформанс состоял из трёх частей. Смысл и содержание рисует каждый зритель для себя, опираясь на свои представления или опыт жизни в советское время.
Первая часть - представление Фабрики-кухни как образца «новой» жизни для трудящихся, в первую очередь, для женщин. Зрителю подавали три блюда с надписями: цитаты, выдержки из газет или лозунги того времени о строительства здания с новым функционалом. Это стало образом «меню». Мы, артисты, выступали в роли поваров, обслуживающего персонала и зачитывали его ( цитаты были написаны на тарелках) на определённой звуковой высотности. Алексей Сысоев*, автор музыки, завуалировал вокальные партии и не отдал ни одному из голосов преобладающий момент. Мы в разное время «наслаивались» друг на друга в звучании, а наш зритель мог вкусно «пообедать с хорошей музыкой, в хорошей обстановке». Первая часть заканчивалась воссозданием одной из архивных фотографий: перформеры расставляли огромные цветы на обеденные столы.
Во второй части постановки очень тонко передан дух времени. Титаническое движение человечества вперёд, множество усилий, раздумий, страхов, затуманенного мышления. Артисты хора отбивали на печатных машинках ритм, выбрасывали зрителям агитки и выкрикивали лозунги: «Освободим женщин от скучных домашних обязанностей и дадим возможность полноценной жизни наравне с мужчинами!».
Третья часть – самая трогательная. Это реквием по архитектору здания Екатерине Максимовой**. Ее судьба сложилась трагически. Тут гений автора музыки раскрывается во всей мощи, задевая самые глубокие струны в душе слушателей.
– С какими сложностями Вы столкнулись с точки зрения артистизма? Вам надо было выработать «холодный взгляд» и не обращать внимания на происходящее.
– Никто из нас не ожидал, что каждый вечер мы будем «умирать» вместе с главной героиней. Мы слишком искренне поверили в эту историю от первого до последнего звука. Стуча на клавесах* в последнем эпизоде, каждый из нас вкладывал свой образ в замах для удара: стук колёс поезда, под который попала Максимова, заколачивание крышки гроба, метроном минуты молчания.
Стоять неподвижно, с отстранённым взглядом было очень интересно – мы много читали о советском обслуживании.
– Во второй части перформанса музыканты отбивали ритм на печатных машинках. Как был устроен этот процесс?
– Сначала у всех десяти участников был индивидуальный ритм, и только в конце он синхронизировался между всеми. У каждого был объём около 15 страниц, быстрый темп (четверть – 190) и множество мелких длительностей. Параллельно мы выкрикивали шёпотом, позже - голосом очень серьёзные вещи. Сложность ритма заключалась в полной автономии от звучащей в зале электронной музыки, он находился вне времени и пульса. Мигающий свет, полный мрак, резкая вспышка прожектора – всё это могло легко сбить. Поэтому мы так много часов репетировали, чтобы и во сне каждый мог простучать как положено.
Вообще, Алексей Сысоев известен как автор экспериментальной музыки, и в перформансе тоже не обошлось без эксперимента. В зале стояли жестяные вёдра, внутри которых он поместил микрофоны и маленькие щёлкающие устройства: их звук похож на механизм зажигалки. Это создавало непередаваемую энергетику.
– Алексей Сысоев подарил вам одно из своих произведений...
– Да, но до премьеры хочется сохранить и название, и содержание в тайне. Для исполнения этого сочинения понадобится 16 очень сильных музыкантов-хоровиков.
– В чём уникальность «Утопии на ужин» для зрителей?
– Не умаляя достоинств других жанров, я считаю, что сейчас пришло время экспериментов: это касается и музыки, и попыток соединить разные формы. Хоровой театр был и есть, но там другая специфика. Перформанс даёт человеку зерно, а не конкретный сюжет. Во что прорастёт это зерно, мозг и душа решают сами. Коллаборация перформанса и хора втройне уникальное сочетание: оба вида искусства требуют колоссального мастерства, самопожертвования и временных затрат.
– А участие в проекте повысило узнаваемость коллектива?
– За неделю наши аккаунты инстаграм и «Вконтакте» выросли на 15%. Всегда бы так! А ещё стало больше просмотров на ютуб-канале.
– Как стать артистом хора Solaris?
– Сейчас хор укомплектован, и мы не планировали кастинг, но если нас читает тонкая душа с навыками вокала и чтения нотного материала с листа, мы её с радостью примем.
С сентября в Solaris пришли семь новых участников. Это большая радость, но и определённая сложность: ансамбль между певчими достигается годами сложной работы. С новыми людьми мы вынуждены снова возвращаться на начальный этап: это специфика профессии. Все хормейстеры учебных хоров мира сталкиваются с этим ежегодно.
– Расскажите самые необычные (на Ваш взгляд) факты о себе?
– Во время работы с документами, которую нужно было сдать вчера, я могу уйти в другой кабинет и написать за час большое хоровое сочинение. Это говорит не о моей нелюбви к бумажной работе, а о везении и счастье иметь такую разрядку как композиторское творчество. А ещё большая часть моих проектов я придумываю на ходу. Вот и думаю, а не ходить ли мне пешком чаще?
*Алексей Сысоев – композитор, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» и гран-при премии Сергея Курёхина.
*Екатерина Максимова – советский архитектор-конструктивист, одна из первых женщин-архитекторов России
*Клавесы – это шумовой инструмент, который представляет собой две гладкие деревянные палочки.
За фото перформанса благодарим Людмилу Грибцову
В сентябре 2021-го артисты приняли участие в мировой премьере: в здании самарской Фабрики-кухни прошёл перформанс «Утопия на ужин» хореографа Анны Абалихиной, художника Ксении Перетрухиной и композитора Алексея Сысоева. Кстати, Алексей подарил Solaris одно из своих произведений. Елена Юнек рассказала о том, как создавалась впечатляющая звуковая партитура перформанса и почему этот опыт изменил судьбу коллектива.
– Премьера перформанса «Утопия на ужин» должна была случиться в сентябре. Приглашение принять участие поступило несколькими неделями ранее… Сложный нотный материал, перерыв на каникулы… за месяц пришлось сделать то, что отрабатывается годами.
– Мы выучили столько, сколько проходим за семестр в обычном режиме, но нужно сказать, что малым составом разбирать материал гораздо оперативнее. Основная сложность заключалась в том, что мы впервые столкнулись со многими формами работы, собрали эдакий «фулл хаус» от музыки до технической стороны.
– Что представляла из себя каждая из частей перформанса? В одной из них артисты хора выступали в роли поваров...
– Перформанс состоял из трёх частей. Смысл и содержание рисует каждый зритель для себя, опираясь на свои представления или опыт жизни в советское время.
Первая часть - представление Фабрики-кухни как образца «новой» жизни для трудящихся, в первую очередь, для женщин. Зрителю подавали три блюда с надписями: цитаты, выдержки из газет или лозунги того времени о строительства здания с новым функционалом. Это стало образом «меню». Мы, артисты, выступали в роли поваров, обслуживающего персонала и зачитывали его ( цитаты были написаны на тарелках) на определённой звуковой высотности. Алексей Сысоев*, автор музыки, завуалировал вокальные партии и не отдал ни одному из голосов преобладающий момент. Мы в разное время «наслаивались» друг на друга в звучании, а наш зритель мог вкусно «пообедать с хорошей музыкой, в хорошей обстановке». Первая часть заканчивалась воссозданием одной из архивных фотографий: перформеры расставляли огромные цветы на обеденные столы.
Во второй части постановки очень тонко передан дух времени. Титаническое движение человечества вперёд, множество усилий, раздумий, страхов, затуманенного мышления. Артисты хора отбивали на печатных машинках ритм, выбрасывали зрителям агитки и выкрикивали лозунги: «Освободим женщин от скучных домашних обязанностей и дадим возможность полноценной жизни наравне с мужчинами!».
Третья часть – самая трогательная. Это реквием по архитектору здания Екатерине Максимовой**. Ее судьба сложилась трагически. Тут гений автора музыки раскрывается во всей мощи, задевая самые глубокие струны в душе слушателей.
– С какими сложностями Вы столкнулись с точки зрения артистизма? Вам надо было выработать «холодный взгляд» и не обращать внимания на происходящее.
– Никто из нас не ожидал, что каждый вечер мы будем «умирать» вместе с главной героиней. Мы слишком искренне поверили в эту историю от первого до последнего звука. Стуча на клавесах* в последнем эпизоде, каждый из нас вкладывал свой образ в замах для удара: стук колёс поезда, под который попала Максимова, заколачивание крышки гроба, метроном минуты молчания.
Стоять неподвижно, с отстранённым взглядом было очень интересно – мы много читали о советском обслуживании.
– Во второй части перформанса музыканты отбивали ритм на печатных машинках. Как был устроен этот процесс?
– Сначала у всех десяти участников был индивидуальный ритм, и только в конце он синхронизировался между всеми. У каждого был объём около 15 страниц, быстрый темп (четверть – 190) и множество мелких длительностей. Параллельно мы выкрикивали шёпотом, позже - голосом очень серьёзные вещи. Сложность ритма заключалась в полной автономии от звучащей в зале электронной музыки, он находился вне времени и пульса. Мигающий свет, полный мрак, резкая вспышка прожектора – всё это могло легко сбить. Поэтому мы так много часов репетировали, чтобы и во сне каждый мог простучать как положено.
Вообще, Алексей Сысоев известен как автор экспериментальной музыки, и в перформансе тоже не обошлось без эксперимента. В зале стояли жестяные вёдра, внутри которых он поместил микрофоны и маленькие щёлкающие устройства: их звук похож на механизм зажигалки. Это создавало непередаваемую энергетику.
– Алексей Сысоев подарил вам одно из своих произведений...
– Да, но до премьеры хочется сохранить и название, и содержание в тайне. Для исполнения этого сочинения понадобится 16 очень сильных музыкантов-хоровиков.
– В чём уникальность «Утопии на ужин» для зрителей?
– Не умаляя достоинств других жанров, я считаю, что сейчас пришло время экспериментов: это касается и музыки, и попыток соединить разные формы. Хоровой театр был и есть, но там другая специфика. Перформанс даёт человеку зерно, а не конкретный сюжет. Во что прорастёт это зерно, мозг и душа решают сами. Коллаборация перформанса и хора втройне уникальное сочетание: оба вида искусства требуют колоссального мастерства, самопожертвования и временных затрат.
– А участие в проекте повысило узнаваемость коллектива?
– За неделю наши аккаунты инстаграм и «Вконтакте» выросли на 15%. Всегда бы так! А ещё стало больше просмотров на ютуб-канале.
– Как стать артистом хора Solaris?
– Сейчас хор укомплектован, и мы не планировали кастинг, но если нас читает тонкая душа с навыками вокала и чтения нотного материала с листа, мы её с радостью примем.
С сентября в Solaris пришли семь новых участников. Это большая радость, но и определённая сложность: ансамбль между певчими достигается годами сложной работы. С новыми людьми мы вынуждены снова возвращаться на начальный этап: это специфика профессии. Все хормейстеры учебных хоров мира сталкиваются с этим ежегодно.
– Расскажите самые необычные (на Ваш взгляд) факты о себе?
– Во время работы с документами, которую нужно было сдать вчера, я могу уйти в другой кабинет и написать за час большое хоровое сочинение. Это говорит не о моей нелюбви к бумажной работе, а о везении и счастье иметь такую разрядку как композиторское творчество. А ещё большая часть моих проектов я придумываю на ходу. Вот и думаю, а не ходить ли мне пешком чаще?
*Алексей Сысоев – композитор, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» и гран-при премии Сергея Курёхина.
*Екатерина Максимова – советский архитектор-конструктивист, одна из первых женщин-архитекторов России
*Клавесы – это шумовой инструмент, который представляет собой две гладкие деревянные палочки.
За фото перформанса благодарим Людмилу Грибцову
Источник: Медиацентр