Испытание для взрослых

15 июня 2022

Испытание для взрослых
Ненормативная лексика, видеоарт, рисунки на теле и Чехов, который вдохновил на режиссерские подвиги. Магистры мастерской Анатолия Праудина сдали экзамен по дисциплине «Основы драматургии» у Михаила Бартенева, авторитетного российского поэта и прозаика. Получилось необычно: в формате читки, перед зрителями и в новом пространстве «СамАрта».

«Вот здесь не так, а надо так…(и дальше сумбурный монолог минут на 10)», — режиссер Александра Кохан объясняет участникам происходящего на каком-то неведомом непосвященному языке. Девять магистров сидят полукругом, у каждого в руках — сценарий пьесы «Злоумышленники». Дело происходит в одном из холлов театра «СамАрт». Но коридоры остаются просто помещениями если в них нет жизни. Здесь она есть. Потому у пространства появилось назначение и название «Свободная сцена» — еще одна городская локация для творческих экспериментов экспериментов.

Авторы Александра Кохан, в настоящем — актриса, и Виталий Шенгиреев, в прошлом — актер, но в будущем оба режиссеры, определяют жанр своей работы, как «Русская национальная сказка». У них получилась фарсовая история о наболевшем: «Если хочешь что-то изменить, то начни с себя». И при чем же здесь Антон Павлович, который Чехов? Отношение к происходящему он имеет самое непосредственное. 


Год назад преподаватель магистерского курса Михаил Бартенев на предмете «Основы драматургии» поставил задачу: попробовать сделать пьесу «своими руками»: «Анатолий Аркадьевич (Праудин - прим. ред.) хочет чтобы специалист был синтетическим: попробовал себя и в роли артиста, и в роли режиссера, и даже художника. Читать лекции по курсу «Основа драматургии» — дело, в чем-то, бессмысленное. Можно взять и прочитать массу литературы самостоятельно. Потому мы сделали практический курс. Поскольку вся работа Анатолия Аркадьевича с магистрами базируется на изучении Чехова, то я попросил их выбрать понравившийся рассказ и сделать не инсценировку, а актуализацию, то есть перенести действие в сегодняшний день. Для чего? Из педагогических и практических соображений». 


Инсценировку режиссер может сделать «под себя» без особых трудозатрат: взять чеховский рассказ, выписать реплики, что-то добавить и все готово. Актуализация — другая история. Михаилу Бартеневу было интересно заинтересовать магистров новым опытом: попробовать сделать от начала и до конца полноценную авторскую пьесу. Для того, чтобы основы драматургии были не только прочитаны в учебнике, а сразу понимались на практике. Магистрам предложили разделиться на пары и попробовать себя в сотворчестве. Так начали «рождаться» несколько пьес. К слову, с Михаилом Бартеневым магистры развиртуализировались только на читке. До этого все занятия и многочасовые обсуждения проходили в онлайне. 


«В тот момент, когда было понятно, что не все успевают, мы с некоторыми из ребятами останавливались на стадии развернутого синопсиса и сцен. Для меня этого было вполне достаточно. Мы достаточно много проговаривали и обсуждали. Люди «пощупали», но некоторые ребята захотели довести дело до конца: написать пьесу, сделать читку и показать зрителям. Это, в конце концов, очень интересно. Одно дело - текст на бумаге и совсем другое — когда ты слышишь его из уст актеров. Ты по-другому его воспринимаешь, видишь свои ошибки. Даже у меня такое бывает… Когда видишь свой спектакль и думаешь: «Ооо… в этой консерватории надо что-то подправить». Получается абсолютно новый взгляд на пьесу: со стороны автора через актерскую игру и тех, кто непосредственно принимает участие в постановке», — рассказывает Михаил Бартенев


До условного «финала», то есть до выхода на читки дошли две пьесы: «Жил-был Король» Ольги Новицкой и «Злоумышленники» Александра Коханы и Виталия Шенгиреева.

«Это было прям сложно», — сидя рядом, по громкой связи рассказывают Александра и Виталий. Они много лет знакомы, работали вместе и поступать на магистратуру в СГИК решили тоже вместе. Так два года почти каждый месяц для них завершается билетом на поезд «Магнитогорск - Самара». 

«Мы можем друг друга терпеть и понимать как брат и сестра от разных матерей. Саму концепцию, то есть синопсис, придумал Виталя. Какие-то сцены писал он, какие-то — я. Мы долго выясняли отношения и решали: «Нет, здесь надо вот так». Ничего не сходилось, тогда обращались за советом к Михаилу Михайловичу (Бартеневу - прим. ред.)», — рассказывает Александра Кохан.

«Только у первой сцены было три или четыре варианта. Мы долго не могли определиться как именно будут разговаривать грузчики: матом, стихами или на жаргоне. Смысл не менялся, но эта речевая характеристика была важна. У нас замылился глаз и Михаил Михайлович нашел компромисс: решили оставить жаргон», - продолжает мысль Виталий

Сюжет разворачивается вокруг женщины, которая оказывается в ловушке абсурдных ситуаций. Все начинается с простого замечания. Она выходит на железнодорожной станции, а грузчики вместо того, чтобы помочь с вещами воруют гайки. На пути к справедливости дама проходит череду инстанций и даже обращается к мэру города. Ее просьбы обратить внимание на происходящее воспринимают как бред и рекомендуют пройти лечение у психотерапевта. В финале главная героиня переодевается в костюм грузчика, садится на рельсы и начинает закручивать те самые гайки, которые на ее глазах пытались украсть.

«Мне очень понравилось писать. Я поняла, что получаю удовольствие от сочетания букв. Витале близка литература художественная, у него замечательно получались ремарки в стиле: «Из одинокого тумана выходят два грузчика…» или «Наталья поперхнулась собственной мыслью», — рассказывает Александра.

«Как только эти ремарки играть? — удивляется Виталий. — Задание написать пьесу — полезная штука в плане построения композиции. Ты берешь тему и вникаешь в схему, понимаешь как из прозаического текста сделать драматургический». 

«Михаил Михайлович остался доволен, а зрители «просекли» шутки и отметили, что у персонажей видны характеры. Сказали даже, что пьеса напоминает сатирический водевиль. Кстати, посоветовали отправить на какой-нибудь фестиваль», — дополняет Александра.

Нецензурная лексика все же была, потому и возрастное ограничение спектакля — 18 +. Проблему с нехваткой на курсе большого количества молодых людей тоже решили по-старинке. Девочкам нарисовали усы карандашом для глаз. Получилось в тему. Усы поддержали… абсурдность ситуации. 

«Ребята попробовали себя в роли драматургов. Это учебная работа и не более того, судить надо с позиции с того, что это некий учебный путь, который они прошли. Это первый шаг, а если захочется — будут продолжать. Я знаю, что у некоторых авторов есть амбиции писать дальше. Для них это будет хорошим тренингом, а с точки зрения режиссера быть еще и драматургом — весьма полезный навык», — подводит итог Михаил Бартенев

На этом экзаменационные испытания «для взрослых» (все-таки каждый из магистров имеет минимум по одному высшему образованию и достаточный опыт работы) не закончатся. Впереди — самое ответственное. В начале июля в пространстве «Свободная сцена» презентуют итоговую работу «Три сестры», которую команда вместе с Анатолием Праудиным и Алексеем Елхимовым готовили чуть больше двух лет. 



Источник: Медиацентр