Музей новых смыслов

6 июня 2022

Музей новых смыслов
Александр и Наталья Быченко смогли, кажется, невероятное. Их увлечение не только стало прибыльным делом. Оно открыло новые смыслы. Как случайный переезд на время ремонта изменил жизнь, а в Калининграде появились два частных музея Altes Haus и «Дом китобоя» авторы проектов рассказали магистрам программы «Управление музейно-выставочной деятельностью».

Случайность кто-то называет магией, кто-то четким планом высших сил, но она, как правило, происходит, как позже выясняется, в нужное время и меняет ход привычных вещей. Про «случайность», которая очень круто поменяла жизнь, Александр и Наталья Быченко могли бы написать энциклопедию. Даже визит в Самару авторов двух частных музеев в Калининграде совпал с возможностью встретиться с магистрами программы «Управление музейно-выставочной деятельностью». Людмила Савченко, мастер курса, в начале встречи заметила: «Когда чего-то хочешь, то все начинает совпадать. В эту сессию мы говорим о социо-культурном проектировании. Я очень хотела, чтобы студенты познакомились с людьми, которые «делают» эту профессию для того, чтобы у них была мотивация».

Мотивация случилась и не случайно. Несколько лет назад Александр и Наталья Быченко вели бизнес, много путешествовали, но, в один момент… решили сделать ремонт и сняли квартиру. Забегая вперед, и бизнес, и путешествия остались, но все стало еще интереснее.

Наталья Быченко: «Мы сняли квартиру нашего знакомого, он реставрировал ее для себя. Переехали в нее с нашей большой собакой, с дочерью, со всем скарбом. Квартира выглядела совершенно не музейно, к нам все время приходили гости, потом их друзья и абсолютно каждый человек, абсолютно каждый, мы это не придумали и говорим не для красного словца, переступая порог этой квартиры замечал: «О, вы здесь как в музее живете!» Мы это слушали на протяжении 8 месяцев, очень хотели домой, ждали, когда закончится ремонт, а когда вернулись в свою квартиру поняли, что вот этого «как в музее» нам абсолютно не хватает».

Оказалось, что «как в музее» не отпускает, случилась любовь. Супруги продолжили снимать квартиру, к ним приходили друзья и знакомые, которым они показывали немецкую печку, рассказывали о бабушкиных пирожках, о быте жителей Восточной Пруссии 100 лет назад. Но квартира оставалась квартирой, не музеем. Александр и Наталья понимали, происходит что-то интересное, но что именно — пока никто из них определить не мог.

Александр Быченко: «Мы стали ходить на огромное количество мероприятий, познакомились с представителями калининградского краеведческого общества. В нашем окружении появились замечательные люди: археологи, архитекторы, историки. Это стало занимать большую часть времени, ведь мы не были музейщиками от слова «совсем». Нас даже называли: «Саша и Наташа, которые везде ходят».

Они сами не ожидали, как попали в водоворот событий. Об импровизированном музее-квартире и его создателях начали писать новостные порталы и снимать сюжеты. Спрос и интерес к теме были огромными. У супругов появилось огромное количество интересных знакомых. Жизнь случайно (не случайно) стала другой, но заметили они это не сразу.

Наталья Быченко: «Мы сели на кухне и поняли, что не понимаем, что у нас получилось. На тот момент проводили какие-то экскурсии по несколько человек (экскурсии оплачивались донатами — прим. ред.). Встал вопрос: «Что делаем? Продолжаем радостную жизнь предпринимателей, которые занимаются упаковкой или…?»

Александр Быченко: «Все происходит почему-то. Очевидно, что нам надоел наш образ жизни, мне надоело просто тупо зарабатывать деньги. Потому что это скучно. Занятие бизнесом, скажу вам, — это не самое увлекательное занятие на свете. Совсем иначе выглядит музейная жизнь, так что вы правильно совершили поступок, поступив на магистратуру».

Но в голове Александра-предпринимателя было четкое разделение: деньги — там, культура — в другой стороне. Супруги не рассматривали проект с коммерческой точки зрения. В момент перепутья опять случилось «случайно». Быченко попали на конференцию про социальное предпринимательство. И если раньше «социальное» и «предпринимательство» были для них понятиями полярными, тот наконец-то все части пазла сошлись. Они стали изучать вопрос на примере музея «Коломенская пастила», связались с организатором проекта, отправились в Коломну и разговаривали полночи.

Александр Быченко: «У нас была определенная насмотренность. В Европе бизнес на наследии — один из главных. Люди используют символический ресурс места очень выгодно. В один момент у нас сложилась вся концепция: это может быть не только приятным местом, прекрасным делом, за которое ты можешь себя уважать и чувствовать какое-то удовлетворение, где ты находишь смыслы своей жизни, но и вполне прибыльным делом. Процесс закрутился очень быстро: мы начали его коммерциализировать, рекламировать и продвигать.

Так Altes Haus стал музеем. Гостей приглашают в гости к одному кёнигсбергскому негоцианту Густаву Гроссману, жившему в квартире в 1912 году, в которую, спустя десятки лет, на время заехали супруги Быченко. Интерьер удалось воссоздать с точностью до мельчайших подробностей: старинное кресло, фортепиано, затейливая лампа, книги… Все экспонаты — подлинные вещи ушедшей эпохи, найденные на старых чердаках, купленные на блошиных рынках и европейских аукционах. Экскурсоводы рассказывают о правилах этикета, которым должны были следовать юные фройляйн, почтенные фрау и господа начала прошлого столетия. К слову, в музее нет ограждений, витрин и вахтеров — он же… квартира.

Александр Быченко: «Мы договорились, что в воскресенье не работаем. Нам много раз говорили, что это же ведет к потере денег, но… Мы для соседей и «плюс» и «минус», сделали реставрацию старой лестницы, выложили оригинальными немецкими плитами выход из подъезда».

Параллельно супруги Быченко открыли еще один музей «Дом китобоя», заработал он год назад и уже получили два гранта. Здесь сработал принцип «От создателей Гладиатора». За счет реноме Altes Haus за первые месяцы работы новый музей посетило то количество людей, которого в Altes Hause достигли только через пять лет.

Сейчас Altes Haus — must see в Калининграде. Билеты распроданы на несколько недель вперед. «Дом китобоя» не уступает в популярности, а Быченко открыли еще одно «вкусное место» — магазин и кафетерий «Густав Гроссман», а еще появилось небольшое туристическое бюро.

Так один случайный переезд стал очень не случайным, а у супругов Быченко появилось прекрасное дело, в котором они с удовольствием находят новые смыслы жизни.


Источник: Медиацентр