Осознание красоты звука
28 марта 2024
В актовом зале СГИК прошёл открытый лекторий на тему «Технологические универсалии фортепианной игры».
Ведущим стал доктор искусствоведения, профессор кафедры фортепиано и музыковедения Дмитрий Дятлов.
Вначале музыкант коснулся теоретической части деятельности педагога дополнительного образования на уроках с детьми. Особое внимание он уделил работе пальцев и указал на необходимость того, чтобы каждый точно выполнял свою задачу на клавишах клавиатуры.
«При работе с ребёнком мы не можем говорить о художественном результате, потому что он только начинает постигать грамоту, но о музыкальном результате говорить можно – то, как он развивается, улучшает свои навыки.
У детей не встречается внутреннего осознания красоты звука, когда он сыграл и в моменте заметил, насколько это музыкально, и сам поймал кайф, от того, что создал… Такой уровень доступен только взрослому художнику», — отмечает пианист.
В практической части занятия Дмитрий Дятлов вместе со студенткой выпускного курса Алисой Лопаревой разбирал эпизод «Мефисто-вальс» №1 или «Танец в деревенском кабачке» Ференца Листа на текст поэмы «Фауст» Николауса Ленау.
Особенность подготовки этой работы в том, что из-за сложности произведения и сжатых сроков на разучивание, студентка сразу репетирует с педагогом. Обычно молодые музыканты сначала учат нотную партитуру наизусть самостоятельно, и только после этого приходят в класс фортепиано для корректировки.
Для каждого момента в композиции маэстро подбирал зримый образ, как бы восстанавливал либретто за автора, чтобы исполнительнице было проще представить перспективу истории, которую она рассказывает звуком.
Вот у Фауста и Мефистофеля под сапогами шуршит листва, вот Фауст заходит в дверь кабачка, а Мефистофель влетает в окно… Мефистофель отбирает у музыканта скрипку и зачаровывает игрой Фауста и Маргариту… Героев закручивает вихрь колдовского вальса и переносит в туманный лес, — каждому словесному описанию подбирается точный звуковой эквивалент в мелодии, который становится выразительным средством музыканта-пианиста.
В работу включаются не только пальцы и кисти, но и предплечья, плечи, спина. Вспоминается вся техника и приёмы, наработанные за четыре года учёбы. Там, где знаний и опыта пока не хватает, в репетицию вмешивается маэстро и сам садится за инструмент, чтобы показать, как справиться с трудным местом.
Лекторий, который перешёл в открытое практическое занятие, длился полтора часа. Слушателям представилась уникальная и полезная возможность понаблюдать за работой педагога высшей школы, доктора искусствоведения и подготовкой будущего профессионального музыканта.
Мероприятие состоялось в рамках II Всероссийского фестиваля педагогического и исполнительского мастерства «Академия творчества», посвящённого 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова.
Ведущим стал доктор искусствоведения, профессор кафедры фортепиано и музыковедения Дмитрий Дятлов.
Вначале музыкант коснулся теоретической части деятельности педагога дополнительного образования на уроках с детьми. Особое внимание он уделил работе пальцев и указал на необходимость того, чтобы каждый точно выполнял свою задачу на клавишах клавиатуры.
«При работе с ребёнком мы не можем говорить о художественном результате, потому что он только начинает постигать грамоту, но о музыкальном результате говорить можно – то, как он развивается, улучшает свои навыки.
У детей не встречается внутреннего осознания красоты звука, когда он сыграл и в моменте заметил, насколько это музыкально, и сам поймал кайф, от того, что создал… Такой уровень доступен только взрослому художнику», — отмечает пианист.
В практической части занятия Дмитрий Дятлов вместе со студенткой выпускного курса Алисой Лопаревой разбирал эпизод «Мефисто-вальс» №1 или «Танец в деревенском кабачке» Ференца Листа на текст поэмы «Фауст» Николауса Ленау.
Особенность подготовки этой работы в том, что из-за сложности произведения и сжатых сроков на разучивание, студентка сразу репетирует с педагогом. Обычно молодые музыканты сначала учат нотную партитуру наизусть самостоятельно, и только после этого приходят в класс фортепиано для корректировки.
Для каждого момента в композиции маэстро подбирал зримый образ, как бы восстанавливал либретто за автора, чтобы исполнительнице было проще представить перспективу истории, которую она рассказывает звуком.
Вот у Фауста и Мефистофеля под сапогами шуршит листва, вот Фауст заходит в дверь кабачка, а Мефистофель влетает в окно… Мефистофель отбирает у музыканта скрипку и зачаровывает игрой Фауста и Маргариту… Героев закручивает вихрь колдовского вальса и переносит в туманный лес, — каждому словесному описанию подбирается точный звуковой эквивалент в мелодии, который становится выразительным средством музыканта-пианиста.
В работу включаются не только пальцы и кисти, но и предплечья, плечи, спина. Вспоминается вся техника и приёмы, наработанные за четыре года учёбы. Там, где знаний и опыта пока не хватает, в репетицию вмешивается маэстро и сам садится за инструмент, чтобы показать, как справиться с трудным местом.
Лекторий, который перешёл в открытое практическое занятие, длился полтора часа. Слушателям представилась уникальная и полезная возможность понаблюдать за работой педагога высшей школы, доктора искусствоведения и подготовкой будущего профессионального музыканта.
Мероприятие состоялось в рамках II Всероссийского фестиваля педагогического и исполнительского мастерства «Академия творчества», посвящённого 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова.
Источник: Медиацентр