Педагог по имени Руслан Романович
1 ноября 2021
Если в коридорах второго корпуса вы сталкивались со студентами, которые увлечённо фехтуют или дерутся на палках, знайте: этому их учит один из самых молодых преподавателей СГИК Руслан Салихов. Вообще, конечно, всё не так просто: утром на парах он – Руслан Романович, а вечером в общежитии – Руся. Утром учит студентов дисциплине и сценическому бою, а вечером снимает пародии на Лапенко и переозвучивает «Смешариков». Его первую роль в театре «Мастерская» сразу отметили на фестивале «Волга театральная» в номинации «Лучший дебют». Мы поговорили с Русланом о том, зачем молодому актёру, который востребован в театре, идти в педагогику и как балансировать между разными интересами в творческой жизни.
В прошлом году Руслан Салихов получил красный диплом, а за плечами остались четыре года актерской мастерской заслуженного артиста РФ и народного артиста Самарской области Юрия Долгих и дружбы с лучшим на свете курсом под кураторством доцента Александра Мальцева. Руслан сразу начал карьеру в молодёжном драматическом театре «Мастерская» и преподавателем сценического движения на театральном факультете СГИК.
– Как это оказаться вот так резко на другой стороне?
Большая часть студентов – мы друг друга знаем, в хороших отношениях, вместе отдыхаем, куда-то ездим. В этом плане ничего не поменялось, потому что это глупость вести себя с ними в обычной жизни как будто мы в институте. Да я и там общаюсь точно так же, как раньше, просто существует небольшая условность, которую нужно соблюдать. Для первого курса я – человек неизвестный, но им просто непривычно называть такого молодого (кто-то и старше меня) на «Вы». Но так просто должно быть. Я им сказал: «В институте я – Руслан Романович. В общежитии – я живу вместе с вами, едим на одной кухне, какой тут Руслан Романович». Просто адекватные люди правильно поймут и в любой ситуации смогут общаться правильно.
– Если открыть вашу страничку Вконтакте, увидишь: «Руся Салихов»
Я давно создал страничку и просто не обращал внимания. Зато меня легко можно найти: Руся Салихов в поиске Вконтакте почти один. Мне нравится это имя, оно звучит по-доброму, по-тёплому. Когда некоторые студенты задают вопрос: «Серьёзно на “вы”? Вам же 22 года, как и мне!», всегда привожу пример из армии. К парню 23-х лет, который только что выпустился из военного училища и стал лейтенантом, прапорщик вдвое старше его будет обращаться в соответствии с воинским уставом. Потому что так надо.
– Ваша комната вместе с коллегой Александром Бригадновым по-прежнему самая чистая в общежитии? Сейчас-то ладно, но как так получилось в студенчестве? Есть такой стереотип, что мальчики-актёры – легкомысленные тусовщики. А у вас комната, которую показывают ректору как образцовую…
Просто мы с Александром Евгеньевичем стараемся поддерживать чистоту, потому что нам обоим так комфортно. Мне вообще непонятно, как жить, когда ты не знаешь, где у тебя что лежит, когда всё валяется, грязная посуда стоит… Я думаю, это идёт из детства. Я хорошо знаю Сашину маму, был у него в гостях (кстати, мы земляки, но познакомились только здесь), он был у меня дома и хорошо знает моих родителей. Вот кто-то притирается к друг другу, кто-то не уживается, а у нас многое совпало из представлений, не только по уборке, а вообще по хозяйству, общим обязанностям. В общем, в том, что в комнате №20 чистота и порядок ничего сверхъестественного нет.
Александр Бригаднов – бывший однокурсник Руслана, а теперь преподавателель СГИК по сценической речи. – прим. ред.
– Зачем молодому актёру, который уже работает в театре, идти работать преподавателем?
Меня не отпускает дух студенчества. Мне хочется быть в движении, в тренинге, получать новый опыт. Очень ценно проводить занятия и в обмен получать какие-то знания. У кого-то из студентов есть, например, спортивное прошлое – и я учусь чему-то у них. Вообще я считаю, что на этом этапе я только учусь, только подхожу к педагогике. Мне и моему напарнику, Дмитрию Чуракову помогает Алексей Егоршин, артист театра драмы (Самарский академический театр драмы имени Максима Горького – прим.ред.).
Я хочу быть преподавателем по сценическому движению: мне это интересно. В театрах сейчас этому уделяют не так много времени, хотя артист должен уметь всё. Одна из моих целей – придать значимость своему предмету. Первое, на что мы обращаем внимание – это язык тела. На любом жизненном и профессиональном этапе для актёра это очень важно.
– Насколько важно понимать, что после выпуска тебя не забывают, а, наоборот, есть возможность устроиться в институт?
Многие педагоги на нашем факультете щепетильно относятся к трудоустройству своих студентов, хотя они и не должны этим заниматься. Они нам очень помогают, всегда поддерживают, и эту поддержку я почувствовал на собственном примере. Я хочу поблагодарить Елену Александровну за то (Елена Лазарева – завкафедрой актёрского искусства и сценической речи), что она дала эту возможность, и я продолжаю будущее в институте.
– Многие творческие люди, особенно в начале карьеры, испытывают синдром самозванца, мол, я не на своём месте, мне бы больше знать, уметь. Вам это знакомо?
В актёрской профессии есть такой закон: молодой специалист, который пришёл в театр – ещё не готовый артист. Ему надо доказать право существовать на сцене – тренировать мозги, держать в тонусе тело и поддерживать духовное развитие, совершенствоваться с каждым годом. К такому пути я стремлюсь. У меня нет синдрома самозванца, я думаю, что я на своём месте, в своей профессии. Я просто развиваюсь дальше, и стараюсь не останавливаться в самосовершенствовании.
В педагогике похожая ситуация. Я работаю, пробую что-то новое и учусь. Невозможно сразу всё знать. А педагог – это призвание, и я его в себе ищу.
– Какая сторона профессии вас привлекает больше: актёр или преподаватель? Есть какие-то болезненные стороны? Как вы с ними справляетесь?
Педагогика – пока новая ступень, совершенно неизвестная. А учился я на актёра, и, конечно, мне хочется выходить на сцену, пробовать новое и даже принести себя в жертву этому миру. Мне хочется запомниться зрителю и оставить отпечаток в истории – пусть это будет история Самары, или, вдруг, если сложится, России. Я был готов ко всем сложностям. Есть одна проблема – совмещать театр и преподавание: в театре графики напряжённые, поставить репетицию могут в любой день, в любое время дня и ночи. Я стараюсь найти баланс.
– Почему вы решили стать актёром?
Я жил в рабочем посёлке Силикатный Ульяновской области: чтобы посмотреть спектакль, нужно было поехать в город. На автобусе туда ещё можно, а вот после спектакля обратно уже не вернёшься: транспорт не ходит. На машине не было возможности, родители работали. Я полюбил театр по-настоящему, когда стал учиться. Я сидел на спектаклях в СамАрте, буквально открыв рот, так мне всё нравилось.
История моего поступления связана с кино. Я в детстве бегал и повторял фразочки за героями мультиков, изображал их. Потом, когда подрос и стал смотреть кино, меня захватили сами артисты: как они перевоплощаются, как справляются. Я примерял на себя эти роли, мне хотелось также уметь, и, конечно, тоже попасть на экран. Захотел стать как они. Потом заметил за собой, что интересных мне персонажей я начинал копировать в жизни: манера, голос, даже походка. Это переросло в мою любовь к пародии, я очень люблю изображать кого-то: не только голосом, а именно физически – как он движется, что им движет, как он ходит.
– А в инстаграме вы «Смешариков» озвучиваете. И не только. Не хотите стать актёром озвучки?
Я умею говорить разными голосами, да. Мне просто нравится это делать, менять голоса, искать и попадать в диапазон известных героев. Озвучка – это отдельный специализированный путь для актёра: надо очень много работать над дикцией и другими деталями, пройти специальные курсы. Может быть позже я займусь этим, узнаю, куда можно направить пробы. Пока это в большей степени для себя.
Ещё там пародии на Лапенко, авторские персонажи и переозвучка мультиков и фильмов (как в тик-токе, но горизонтально) – прим.ред.
– Расскажете про какую-то особенно сложную роль или экстремальную ситуацию, которая бы показала, что труд актёра – это физически непросто?
Был у нас такой спектакль-фантасмагория по «Мастеру и Маргарите» Булгакова, «Полнолуние» (режиссёр – Елена Лазарева). Я играл роль Ивана Бездомного. У меня была такая задача: я забирался на второй этаж учебного театра по боковой лестнице. И вот я врываюсь в через зрительный зал, бегу со свечой в руке, поднимаюсь и практически за две последние ступеньки до конца эта старая лестница просто рушится подо мной, и я прокатываюсь по ней. Был такой страшный возглас, он, правда, органично вписался в эпизод – это была сцена, когда Бездомный врывается в ресторан. Я доиграл спектакль, а после него уже хромал и не мог согнуть колено.
Вообще, говорят, что у актёров при работе с этим романом всегда случаются какие-то мистические, потусторонние вещи. У меня всегда что-то происходило в нём: ударялся головой, когда забирался на второй этаж по колонне, исколол руки скрепками от степлера до крови, подворачивал ноги...
– Что вы думаете про экспериментальные формы театра, где у исполнителей нет традиционных актёрских задач, а скорее основной смысл «ничего не играть» и как относитесь к перформерам без дипломов на профессиональной сцене?
Театр, на мой взгляд, сейчас сравняли с обычной жизнью: ничего не играйте, будьте как в жизни. А где тогда разница между театром и обыденностью, если мы и так видим всё, как оно есть? Когда я был маленький и в юношестве, у меня не было возможности часто ходить в театр: я был в театре дважды до поступления. И театр был для меня чем-то «над», чем-то «свыше». Высокое, божественное, недосягаемое: сфера, до которой нельзя дотронуться руками. А теперь много мусора в нашей среде.
Пройдёмся сейчас по городу, и буквально на каждом углу: актёрские курсы – два-три месяца, полгода. И, конечно, некоторые задумываются: зачем учёба нужна? Зачем учиться в институте, если можно потратить полгода и стать якобы актёрами театра и кино? В этом заключается огромная проблема: всё смешали.
– Если говорить об идеальном театре для вас как для актёра, каким бы он был?
Я думаю, идеального театра не существует. Зато есть близкие к этому вещи, поэтому я очень рад, что попал в «Мастерскую». Здесь люди работают в тандеме: худрук, директор, режиссёр, актёры, весь персонал – все стремятся к чему-то одному, к одной идее, к одной мысли. Все понимают, почему мы создаём спектакли, зачем мы над ними работаем, что мы должны сказать зрителю. Вот такое начало должно быть.
Если помечтать, я бы хотел видеть в обществе более уважительное отношение к труду актёра. В культурной сфере все находятся в непростом финансовом положении, очень сложно держать театр на плаву. А многие этого не понимают: прыгаете, смеётесь, пляшете, поёте в свое удовольствие – вам ещё и деньги за это платить? При этом я не жалуюсь, но я думаю, что об этом нужно упоминать, чтобы люди понимали: это непростая профессия. Когда у кого-то из нас появляются семья и дети, тут просто не хватает одной зарплаты. И начинаются бесконечные подработки по ночам, поездки, конкурсы, аниматоры: для меня заключается в этом большая проблема.
Фото из личного архива Руслана Салихова.Источник: Медиацентр