Первые в истории

25 мая 2022

Первые в истории
Обсуждать планы на будущее рекомендуют в первой половине дня. Желательно между 10:00 и 11:00. Если совместить беседу с завтраком — идеально, а если он случается с коллегами, то добавляется еще и приставка «бизнес». Впервые представители ведущих музеев региона и руководство вуза встретились в новом формате. Каждый из гостей поделился опытом сотрудничества с самым творческим вузом региона. Рассказать действительно есть о чем.

В минувшем году впервые была запущена магистерская программа «Управление музейно-выставочной деятельностью», куратором которой стала директор Самарского литературного музея, мегапрофессионал Людмила Савченко. С нуля она создала в России пять музеев, сделала их важными и нужными для людей. Людмила Савченко обладает уникальным качеством — объединять вокруг себя талантливых и креативных . Ее новые «дети» (теперь так называют участников магистерской программы) именно такие. Шесть человек, среди которых люди с высшим юридическим, архитектурным и дизайнерским образованием, осознанно выбрали для себя новую и интересную сферу. Пять барышень и один молодой человек стали сплоченной командой, а Людмила Савченко четко обозначила для них цель: «После окончания магистратуры за вами должны выстроиться в очередь работодатели». Для магистров было выделено три бюджетных места. Возможность учиться бесплатно есть и в наступающем учебном году. 

«Если на первой сессии мы говорили о вводе в профессию, что такое музей, то эта сессия достаточно серьезная. Мы обсуждаем проектирование. Эти технологии необходимо знать, потому что сама специальность предполагает управление. Когда выпускники программы придут работать в музей, они должны брать ответственность за каждое свое решение», — рассказывает Людмила Савченко.

В течение года команда Людмилы Савчекно посетила огромное количество выставок и мастер-классов в самарских музеях, встречалась с разными экспертами. Среди них — организаторы выставки к 70-летию со дня исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Самарском академическом театре оперы и балета, проекта «Нулевая комната» в Доме 77. Ведь один из предметов подразумевает погружение в креативные индустрии.

Практика, разумеется, была в музее Литературном. С магистрами работали директор по общим вопросам, бухгалтер и не только. Студенты разбирались с документацией и законодательством. Ведь музей — это не только фонд, но и огромное количество бумаг. Впервые магистры принимали участие в научной-конференции, которая прошла на базе СГИКа. Высокую оценку докладами дали многие педагоги института.

«Мы следим за современными трендами, проблематизацией, которая есть в музеях. Эта сессия богата на уникальных спикеров. На днях прошла встреча с Натальей и Александром Быченко, людьми, которые с нуля сделали два частных музея в Калининграде. Они показали на своем примере, что эта сфера может быть еще и бизнесом. Александр сказал важные вещи о том, что эта профессия даёт возможность заниматься смыслами», — продолжает Людмила Савченко.

Лекцию магистрам прочитала Татьяна Мрдуляш, министр культуры Самарской области, а через несколько дней команда встретилась с Зельфирой Трегуловой, генеральным директором Третьяковской галереи.

«На следующий год будет больше практики. Мы будем больше говорить о том, что такое наследие, как можно работать с наследием в современных условиях, о продюсировании образовательных программ, о целом ряде музейных направлений уже более конкретно», — рассказывает куратор программы.

Случился и вопрос в адрес коллег. На следующий год магистрам необходима площадка, где они будут реализовывать проекты. Не исключено, что и сама защита пройдет не в стенах института, а в самарских музеях. Это предложение прозвучало от Ольги Наумовой, ректора СГИК.

В самом творческом вузе региона развивается не только магистерская программа, связанная с подготовкой будущих сотрудников музеев. Начала работу кафедра культурологии, музеологии и искусствоведения. Она образовалась в результате слияния кафедры истории Отечества и кафедры теории и истории культуры. Структурное подразделение возглавляет доктор исторических наук Людмила Артамонова. Кафедра готовит бакалавров по профилю «Музеология и арт-проектирование». Пока только в СГИКе реализуется подобная программа.

В минувшем году будущие культурологи приняли участие в крупном совместном проекте Самарского института культуры и областного Художественного музея. Шесть человек отправились на месячную стажировку и получили первую запись в трудовой книжке: «Экскурсовод». Студенты работали не только в музее на левом берегу Волги, но и на правом, в усадьбе художника Ильи Репина.

«В этом году исполняется 125 лет нашей коллекции. Нам безусловно нужны новые кадры, которые будут понимать, что такое музей и мыслить по-другому. Практика получилась очень интересной. У нас работали абсолютно замечательные девочки. Они прекрасно понимают, что такое коллекция музея и до сих пор просто приходят в гости, потому что это «наши» люди. В этом году опять планируем запустить проект», — рассказывает Алла Шахматова, директор областного Художественного музея.

В этом году в самарском филиале Третьяковской галереи планируется провести проект–перформанс «АКТ бесконечности». Постановка представляет собой рассуждение о сути и механизмах творческого процесса, о взаимоотношениях творца с такой метафизической категорией, как время. Участниками проекта станут солисты камерного хора СГИК SOLARIS под руководством Елены Юнек. Минувшей осенью коллектив принял участие в первом событии обновленной Фабрики-кухни, где будет располагаться филиал музея, в перформансе «Утопия на ужин». В ходе перформанса гости возвращались советское время, находили новые смыслы «фабрики» и размышляли о непростой судьбе архитектора здания Екатерины Максимовой.

Итогом встречи стало предложение сделать традицией встречу накануне Международного дня музеев, а также активно развивать существующие направления и привлекать сообщество для новых проектов.




Источник: Медиацентр