Письмо от мастера
23 июня 2022
(Сначала к истории, а потом - к сентиментальностям).
Они были необычными с самого начала. У актерского курса Вадима Горбунова в институте интересная судьба. Начнем с того, что в СГИК они поступили во втором полугодии первого курса, а в первом — учились в Академии для одаренных детей (Наяновой).
В 2019-м году образовательное учреждение совместно с Самарским драматическим театром провели целевой набор. Мастером курса стал режиссер, актер и педагог Валерий Гришко, а руководителем — народная артистка РФ Жанна Романенко. Через несколько месяцев как гром среди ясного неба на первокурсников обрушилась новость: «Лицензия на их программу отозвана». То есть продолжать обучение дальше они не могут. Что дальше — не понятно. Достигнуть договоренности с московскими вузами не удалось.
Помогла Эллеонора Куруленко, которая на тот момент возглавляла Самарский институт культуры. Курс «Наяновки» практически полным составом стал курсом кафедры актерского мастерства и сценической речи нашего института, а их новым мастером — доцент Вадим Горбунов. У ребят, которые хорошо учились, была еще и стипендия.
Вадим Горбунов:
«В тот год я выпускал курс. Честно, сначала отказывался, а потом подумал: "Как их бросить?" И согласился. Сначала было сложно. Первые полгода точно. Они были ребятами закрытыми, не допускали к себе и практически не общались ни с кем в институте. Все изменилось после экзамена в конце первого курса.
Мы сделали отличный показ по литературным отрывкам и зримым песням. Они заявились на факультете, показали, что тоже не лыком сшиты и с тех пор начали раскрываться. Второй год прошел гораздо легче.
За три года было огромное количество интересных работ. Вспоминаю сторителлинги. Они назывались «Открой меня». Ребята рассказывали реальные истории из своей жизни: трогательные, очень грустные, печальные и, конечно, смешные.
Мне понравился сторителлинг Нади Атылиной. Она живет далеко от института, в пос. Управленческий, и когда нет возможности уехать на трамвае, возвращается на такси. Надя — девушка к себе очень располагающая, и таксисты с ней начинают разговаривать. Вот она рассказывала истории, которые рассказывали ей таксисты, как они ей помогали.
У Александра Цыцерова был блистательный сторителлинг. Он рассказывал про своего друга Виталика Нуштаева (в постановке «Бал-маскарад» Самарского академического театра оперы и балета он сыграл альтер-эго главного героя — прим. ред.) Он очень забавный и интересный человек, с Сашкой они однокурсники по училищу культуры. Саша рассказывал, как они сдружились, как помогали и поддерживали друг друга. Очень классно было построено повествование, что не понятно, о ком он рассказывает. Например, он рассказывает факт: «Мы прогуливаемся по набережной, так никто не смотрит на меня, все смотрят только на Виталика!» (у Виталия совсем небольшой рост — прим. ред.) В конце он сказал, что рассказывал историю не один, а вдвоем. В это время на звонке был Виталик, он передал нам привет, мы кричали, визжали: «Виталь, привет!» А потом он пришёл к нам на курс, помогал, когда-то на музыке сидел, видео снимал.
У Ани Корабель был интересный сторителлинг «Мое вожатское лето». Она до поступления в институт работала вожатой. Аня рассказывала, как стоит ждет ребенка, который будет у нее в отряде, подъезжает чёрная машина, открывается дверь, оттуда выходит девочка в чёрном балахоне и держит в руках косу. Ане говорят: «А это твоя новая воспитанница!» Звали ее Эльзой.
Однажды мы делали отрывки из современных пьес, а в экзамен вошли около 10, но отрывки настолько были хорошие, что мы придумали такую историю как спин-офф, то есть показали то, что не вошло. Пришли родители, студенты, зрители и посмотрели те работы, которые они не увидели на экзамене.
Ребята заводные. Очень интересно было, когда они сами начали увлекаться написанием текстов. Например, Саша Цыцеров написал текст одной пьесы, показал- мне не понравилось, написал другую, как раз ту, что отправил на Международный конкурс драматургов «Евразия» . Он показал нам ее как самостоятельную работу, это интересно.
Или, например, Денис Раптанов начал писать монопьесу и показывал отрывки из моноработы, она не дописана, но отрывок на 12 минут очень понравился. Это был монолог одинокого человека на железнодорожной станции, который размышляет о том, как жить дальше. Там были прям хорошие философские вещи.
Конечно я буду скучать, ведь вместе с ними прожит целый пласт жизни, я поддерживал их творческую энергию, а они — мою. Иногда бывало мы вступали в конфликты, но только для хорошего результата. Я ими очень доволен.
Мы выпустили пять хороших спектаклей. Наша замечательная поездка на фестиваль в Ярославль, а чего стоит Гран-при Международного фестиваля камерных и моноспектаклей «Он. Она. Они.» в Екатеринбурге за спектакль «Счастье мое» по пьесе Александра Червинского в постановке нашего педагога Елены Лазаревой. У нас были в конкурентах «Щука», «Щепка», Школа-студия МХАТ, ГИТИС. Нас очень хвалили и самый главный результат — приглашение Дениса Раптанова от самого Николая Коляды в «Коляда — театр». Очень своеобразный, интересный и творческий коллектив, делающий театральные эксперименты.
Владику Петрову хочу пожелать, чтобы он все-таки устроился в театр, потому что он сказал, что в театр не пойдет и в последнее время увлёкся световым оформлением постановок. Ему это очень понравилось. Когда мы делали постановку «Мнимый больной» по Мольеру я даже не касался освещения и доверил Владу. Он накрутил и так, и сяк. Это было хорошо, красиво и в тему. Хочу пожелать, чтобы он нашел свой театр, потому что ему правда надо там поработать. Он — актёр от Бога. Ему надо быть актером.
Такое же пожелание у меня и Наде Атылиной. Она к выпускному курсу вдруг решила, что не очень хочет быть актрисой. У них у всех бывают такие разочарования. Чем больше видишь театров, тем меньше хочешь быть актером. Театр — это не совсем творческий коллектив, это фабрика по производству спектаклей и, по большому счету, все выхолащивается. А они, видя это, не очень хотят. Наде хочу посоветовать, чтобы она продолжала участвовать в театральных проектах и экспериментальных работах. Она сама по себе очень глубокий человек и может это делать интересно.
Анька Корабель — очень интересный и своеобразный человек. Как-то на на первых курсах я сказал, что она изменится и раскроется. Так и произошло. У нее уникальная актерская индивидуальность. Хочется, чтобы она такой и осталась. Редко встречаются актеры, которые на такой грани гротеска могут существовать и вести роли, а у неё от природы это получается. Желаю, чтобы она была удачлива в поиске театра и своего режиссёра.
Насте Вельмискиной конечно хочу пожелать, чтобы она была ведущей актрисой театра «СамАрт». Для этого есть все предпосылки. Она сейчас попадает на очень хорошие роли в каждом спектакле. Хорошо, что ее там увидели и все время привлекают. На выпускном курсе у нас даже начали случаться накладки. Надо репетировать «Мнимого больного», а Насти нету. Так ей и пришлось сесть на музыку. Она и не обиделась. Прекрасно чувствует когда надо поддержать, когда увести.
Игорю Городошникову желаю ему найти себя, хотя, безусловно, у него есть талант и иногда он очень удивлял. Например, на втором курсе у них был отрывок пьесы «Сучилище», и он очень хорошо работал. Они с Настей Вельмискиной много самостоятельно репетировали, предлагали какие-то новые варианты и это было хорошо.
Вере Кавтасьевой очень хочу пожелать удачной актерской судьбы, чтобы она не теряла своё умение общаться и продолжала педагогическую работу, но, в то же время, работала актрисой. Она прекрасно смотрится на сцене и при этом по-актерски человек очень глубокий.
Вика Малюшитская мало того, что работоспособный человек, но еще и очень интересно актёрски одарена. Она может играть большой диапазон ролей: от трагических и драматических до супер-комедийных. То, как она на себе «тащит» спектакль «Мнимый больной» по Мольеру — это заслуживает восхищения. У нас первый спектакль прошел на взлете, зрители аплодировали после каждого эпизода, после каждой музыкальной проходки и все шло замечательно. Второй спектакль пошёл сложно, он начал буксовать. Она «тащила» его на себе, эмоционально поднимала и раскачала зрителей к середине, тогда все пошло нормально, благодаря ее усилиями. Она это прекрасно чувствует. Классная актриса. Я желаю ей, чтобы она нашла свой театр. Вика — моторчик.
Даше Скрипкиной желаю обязательно найти свой театр. Человек, который незаслуженно получил оценку «4». Но так получилось, что ее так увидели. В других спектаклях она была хороша. Так, к сожалению, сложились обстоятельства, переволновалась. Хорошая работоспособная девчонка.
Настя Кайсина… мне кажется, что у неё будет хорошая актерская судьба. У неё большой актерский диапазон. Уверен, что у неё все сложится хорошо. Заряженная на театр, с удовольствием работает, и еще она неуспокоенная. Вот последний спектакль, я их хвалю, а Настя мне: «Нет, подождите Вадим Викторович, а давайте замечания!» Я говорю: «Да ладно, какие замечания, это же был последний спектакль!» А она не согласна, просит на будущее дать советы. Я, честно, был к этому не готов. Последний спектакль, слезы на глазах, некогда анализировать. А она: «Нет, расскажите!»
Денису Раптанову хочу пожелать, чтобы у него все в театре сложилось, чтобы он нашёл свою нишу и стал ведущим актером «Коляда — театра». Он раскрылся очень хорошо, в нем есть смесь наивности и глубины. Денис — очень вдумчивый человек, работоспособный. У него это сочетание наивности, открытости, комедийности, но с очень глубоким анализом. А еще у него очень выразительные глаза.
Александр Цыцеров - суперзвезда! Прежде всего хочу ему пожелать, чтобы он оставался таким разносторонним. Понятно, что он будет хорошим артистом, но чтобы он не забросил музыку. У него хорошие смысловые тексты, он делает классные аранжировки. Он неожиданно оказался хорошим театральным композитором, потому что то, что он написал в «Старике» (музыку для постановки «Старик» по Максиму Горькому написали Александр Цыцеров и Денис Раптанов — прим. ред.) — это прям здорово-здорово. Это похоже на музыку хороших спектаклей Бутусова. Он слышит и понимает. А еще он безотказный человек. Классный Сашка, мне его будет очень не хватать. Он был у меня на курсе «правой рукой». Что не попросишь, все делает. Конечно, может покочевряжиться, но все всегда сделает.
Настя Чентаева — одна из тех, кто очень сильно изменился за эти четыре года. Такая, какая она была в начале, и она на выпуске — это два разных человека. Если в начале она казалась очень скромной, испуганной и зажатой, то выпускница она сейчас абсолютно легкая, свободная и профессионально-подготовленная.
Спасибо Вам за то, что вы такие и за то, что были со мной все эти годы.
Буду скучать.
Ваш В. В.
Источник: Медиацентр