Предмет «Доверие»
21 августа 2023
Режиссер Айгуль Атаева и актеры уфимской студии «Без маски» представили на церемонии открытия IV Всероссийского парафестиваля «Театр — территория равных возможностей» постановку «Семь чудес Курая». Историю вороненка, который хотел быть похожим на всех, но у него другой путь. О простых истинах, которые забываются в спешке, но вспоминаются рядом с особенными артистами — в нашем материале.
Молодая и энергичная Айгуль Атаева за кулисами следит за процессом сборов: это в пакет, это с собой, не забыть. Дети, родители, руководители, миллионы сумок с декорациями и вещами на квадратных метрах гримерки. Счастливая суматоха в первые минуты после премьеры в Самаре спектакля «Семь чудес Курая». Постановки, которая стала одним из лауреатов IV Всероссийского парафестиваля «Театр — территория равных возможностей».
Спектакль «Семь чудес Курая» — музыкально-пластическое путешествие по мотивам башкирских сказок. В центре истории вороненок, который очень хотел быть похожим на других птиц. Герой проходит испытания и понимает, что его счастье быть тем, кто он есть.
Сорок минут на сцене актеры держат в напряжении зал. После — поклоны и овации каждому участнику. Еще одна победа и гастроли в копилку коллектива.
Уфимскую театральную студию «Без маски» курирует региональная общественная организация родителей детей с инвалидностью «СоДействие». Ее актеры — дети, подростки и молодые люди с ментальными нарушениями: аутизмом, синдромом Дауна и не только. Многие из них не могут пользоваться речью. Потому в спектаклях звучит голос за кадром.
Через театрализованные игры воспитанники студии знакомятся с миром, учатся общаться и помогать друг другу. Во время занятий снимаются зажимы, во время выступлений на сцене воспитываются самостоятельность и трудолюбие. В портфолио коллектива пять спектаклей, победы на всероссийских фестивалях. Но главное — все это помогает детям развиваться.
В 2016 году, когда Айгуль Атаевой поступило предложение поработать с особенными артистами первой ее мыслью стало: «Это не про меня». Но это оказалось про нее. Так выпускница кафедры режиссуры и мастерства актера Уфимского государственного института культуры нашла себя в инклюзивном театре:
«Я работала в организации «СоДейсвтие» волонтером. Меня попросили подготовить к концерт к юбилею. Я встретилась с детьми и подумала: «Какой концерт?» Очень перепугалась, очень волновалась. Думала, что ничего не получится. Отказалась. Они меня вновь попросили. Говорят: «Мы не знаем, к кому еще обратиться». Я говорю: «Ладно». Мы поставили наш первый спектакль «Без маски». Это и стало названием нашей театральной студии».
— Как удается добиться такой четкости и слаженности на сцене?
— К этому мы шли пять лет. Сегодня выступал основной состав, а есть еще подготовительный и вторая группа. Из второй группы они переходят в основную группу.
Если для «обычных» актеров репетиции — это работа над ролью, то для особенных артистов — в буквальном смысле уроки жизни. Они прорабатывают социальные ситуации: учатся запоминать место в очереди, просить помощи, поздравлять друг друга с днем рождения и дарить подарки, быть смелыми и не стесняться.
— У многих юных актеров проблема с речью, но вы замечательно их понимаете.
— Это парадокс. Если мы скажем: «Сядь, пожалуйста», то ребенок сядет. Но если он скажет: «Иди ко мне», — мы не поймем. Все дело в практике. Я понимаю все, что они говорят.
— Чему вас научили особенные артисты вашей студии?
— Я очень многое поняла для себя. Например, не ждать благодарности. Это очень хорошая черта. То есть ты сделал что-то и не ждешь в ответ ничего. Они что-то сделали и не ждут, когда им скажут: «Спасибо, ты такой молодец, ты так классно это сделал» или «Спасибо, что ты меня выручил». Они сделали и забыли. Вот сейчас это мой девиз — я делаю и забываю.
Еще я научилась видеть мир немножко по-другому. Разнообразнее. Они могут остановиться и разглядывать листик долго-долго, а мы все время торопимся жить, не умеем остановиться и осмотреться вокруг себя. В них это есть.
И еще одна очень хорошая черта — это доверие. Они безусловно доверяют этому миру. Они доверяют нам. Они доверяют водителю в автобусе. Если забыли деньги, то их довезут бесплатно. Некоторые ребята у нас сами доезжают до центра города. Они находятся в таком всепоглощающем доверии, что поражаешься. Я этому учусь. Я даже сегодня просто доверилась тому, что произойдет на сцене и все прошло хорошо!
— Вы довольны участием в парафестивале?
— Самара нас очень хорошо встретила, как и всегда. Настолько гостеприимный город, настолько гостеприимные люди и настолько гостеприимные организаторы. Режиссеры по свету, звуку, работники сцены — все нас очень сильно поддерживали. Ребята довольны, а мы тем более.
Молодая и энергичная Айгуль Атаева за кулисами следит за процессом сборов: это в пакет, это с собой, не забыть. Дети, родители, руководители, миллионы сумок с декорациями и вещами на квадратных метрах гримерки. Счастливая суматоха в первые минуты после премьеры в Самаре спектакля «Семь чудес Курая». Постановки, которая стала одним из лауреатов IV Всероссийского парафестиваля «Театр — территория равных возможностей».
Спектакль «Семь чудес Курая» — музыкально-пластическое путешествие по мотивам башкирских сказок. В центре истории вороненок, который очень хотел быть похожим на других птиц. Герой проходит испытания и понимает, что его счастье быть тем, кто он есть.
Сорок минут на сцене актеры держат в напряжении зал. После — поклоны и овации каждому участнику. Еще одна победа и гастроли в копилку коллектива.
Уфимскую театральную студию «Без маски» курирует региональная общественная организация родителей детей с инвалидностью «СоДействие». Ее актеры — дети, подростки и молодые люди с ментальными нарушениями: аутизмом, синдромом Дауна и не только. Многие из них не могут пользоваться речью. Потому в спектаклях звучит голос за кадром.
Через театрализованные игры воспитанники студии знакомятся с миром, учатся общаться и помогать друг другу. Во время занятий снимаются зажимы, во время выступлений на сцене воспитываются самостоятельность и трудолюбие. В портфолио коллектива пять спектаклей, победы на всероссийских фестивалях. Но главное — все это помогает детям развиваться.
В 2016 году, когда Айгуль Атаевой поступило предложение поработать с особенными артистами первой ее мыслью стало: «Это не про меня». Но это оказалось про нее. Так выпускница кафедры режиссуры и мастерства актера Уфимского государственного института культуры нашла себя в инклюзивном театре:
«Я работала в организации «СоДейсвтие» волонтером. Меня попросили подготовить к концерт к юбилею. Я встретилась с детьми и подумала: «Какой концерт?» Очень перепугалась, очень волновалась. Думала, что ничего не получится. Отказалась. Они меня вновь попросили. Говорят: «Мы не знаем, к кому еще обратиться». Я говорю: «Ладно». Мы поставили наш первый спектакль «Без маски». Это и стало названием нашей театральной студии».
— Как удается добиться такой четкости и слаженности на сцене?
— К этому мы шли пять лет. Сегодня выступал основной состав, а есть еще подготовительный и вторая группа. Из второй группы они переходят в основную группу.
Если для «обычных» актеров репетиции — это работа над ролью, то для особенных артистов — в буквальном смысле уроки жизни. Они прорабатывают социальные ситуации: учатся запоминать место в очереди, просить помощи, поздравлять друг друга с днем рождения и дарить подарки, быть смелыми и не стесняться.
— У многих юных актеров проблема с речью, но вы замечательно их понимаете.
— Это парадокс. Если мы скажем: «Сядь, пожалуйста», то ребенок сядет. Но если он скажет: «Иди ко мне», — мы не поймем. Все дело в практике. Я понимаю все, что они говорят.
— Чему вас научили особенные артисты вашей студии?
— Я очень многое поняла для себя. Например, не ждать благодарности. Это очень хорошая черта. То есть ты сделал что-то и не ждешь в ответ ничего. Они что-то сделали и не ждут, когда им скажут: «Спасибо, ты такой молодец, ты так классно это сделал» или «Спасибо, что ты меня выручил». Они сделали и забыли. Вот сейчас это мой девиз — я делаю и забываю.
Еще я научилась видеть мир немножко по-другому. Разнообразнее. Они могут остановиться и разглядывать листик долго-долго, а мы все время торопимся жить, не умеем остановиться и осмотреться вокруг себя. В них это есть.
И еще одна очень хорошая черта — это доверие. Они безусловно доверяют этому миру. Они доверяют нам. Они доверяют водителю в автобусе. Если забыли деньги, то их довезут бесплатно. Некоторые ребята у нас сами доезжают до центра города. Они находятся в таком всепоглощающем доверии, что поражаешься. Я этому учусь. Я даже сегодня просто доверилась тому, что произойдет на сцене и все прошло хорошо!
— Вы довольны участием в парафестивале?
— Самара нас очень хорошо встретила, как и всегда. Настолько гостеприимный город, настолько гостеприимные люди и настолько гостеприимные организаторы. Режиссеры по свету, звуку, работники сцены — все нас очень сильно поддерживали. Ребята довольны, а мы тем более.
Источник: Медиацентр