Все о джазе и даже больше
14 апреля 2022
Визит Кирилла Мошкова, главного редактора журнала Jazz.Ru, стал первым «ответным» шагом в рамках партнерства со столичной Академией джаза Игоря Бутмана, откуда недавно со стажировки вернулись студенты и преподаватели кафедры эстрадно-джазового искусства. Журналист провел три открытые лекции, посвященные 100-летию джаза в России, в МКТК «Дирижабль».
В этом году джазу в России исполняется 100 лет. Все причастные официально отметят дату в День музыки - 1 октября, но, зато другие 364 дня, есть повод вспомнить с чего все началось и к чему пришло.
Кирилла Мошкова называют амбассадором джаза и не спроста. Он по-хорошему «болеет» темой: выпускает подкасты, пишет книги, организует экспедиции для сбора и сохранения истории джаза, курирует события и музеи, которые развивают это направление. Кирилл Мошков преподает в московской Академии джаза, у него плотный график, за которым не успеть. Найти время для визита в Самару — редкость, попасть в Самаре на его открытые бесплатные лекции — огромная удача. И самая большая из всех удач, что лекций случилось сразу три и прошли они на базе СГИКа.
Во время первой встречи речь пошла об истоках джаза — народной музыки афроамериканцев. Разбирали жанры афроамериканского фольклора: трудовые песни, холлеры или кричалки и spirituals — так называемые духовные песнопения. Участники мастер-класса познакомились с отрывками исторических хроник, выступлениями легенд джаза – Луи Армстронга, Бенни Гудмена и многих других.
Во второй день журналист рассказал о профессиональном джазе и самых известных джазовых исполнителях двадцатого века, затронул тему развития новых направлений. Кирилл Мошков поделился списком книг, которые были бы интересны музыкантам:
«К сожалению, литературы о джазе немного издаётся, нужно с осторожностью относиться к "старым" изданиям, которые в изобилии встречаются на вторичном рынке. Потому что часть концепций, которая там излагается, уже опровергнутая современной наукой. По истории отечественного джаза есть достаточно хороший учебник Владимира Фейертага который называется «История джазового исполнительства в России».
Как оказалось, на русском языке хороший обзорных работ не много, но есть достойные работы на английском. Например, «Новая история джаза», британского исследователя Алина Шиптона. Издатель посоветовал ознакомиться с биографией Дюка Эллингтона. Она есть и на русском языке, а если вы хорошо знаете английский, то можно прочитать полную биографию музыканта под названием Beyond Category.
«Только в последние двадцать лет история джаза начала излагаться без мифов и легенд, которых был много в старых книгах. Я понимаю, почему они формировались, но тиражировать их сейчас абсолютно не нужно. Мы в Академии джаза готовим учебник по истории стилей, который будет охватывать не только историю джаза, но и смежные с ним стили. Будем говорить обо всём, что происходило в истории музыкальной эстрады на протяжении 20 века. Это и блюз и ритм-н-блюз, кантри, кубинская, бразильская музыка и даже рок-музыка. Но думаю, что пройдёт еще пару лет, прежде чем этот учебник выйдет в свет», – поделился планами журналист.
В завершении цикла лекций, музыкальный обозреватель рассказал об истории джаза в нашей стране и его первопроходцах. В России таким пионером джаза стал Валентин Парнах, российский поэт и хореограф. Летом 1921 года Валентин Парнах в Париже он посетил казино, в котором выступал американский джазовый коллектив Луиса Митчелла. Увиденное и услышанное, так впечатлило его, что поэт посвятил этому несколько стихотворений. Вернувшись на родину в 1922 году он создаёт собственный джаз-бэнд из музыкантов-энтузиастов, с которым выступает 1 октября на сцене ГИТИСа. С этой даты и начинает отсчёт история джазовой культуры в России.
«В конце апреля должен выйти трейлер полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», который охватывает историю российского джаза, начиная от Валентина Парнаха. Вместе с Игорем Бутманом, режиссёром Александром Брынцевым и замечательной командой операторов отсняли большое количество интервью, собрали много исторического материала», – рассказывает музыкальный журналист. Он же выступил сценаристом фильма, ради которого была проделана исследовательская работа по изучению наследия Валентина Парнаха.
В фильме рассказ от ведущих джазовых музыкантов страны, исследователей джаза будет сопровождаться большим количеством исторических фотографий, аудиозаписей 1920-30 х годов, кинохроники джазовых фестивалей 1960-70-х гг. и документальных съёмок российского джаза нового века.
В этом году джазу в России исполняется 100 лет. Все причастные официально отметят дату в День музыки - 1 октября, но, зато другие 364 дня, есть повод вспомнить с чего все началось и к чему пришло.
Кирилла Мошкова называют амбассадором джаза и не спроста. Он по-хорошему «болеет» темой: выпускает подкасты, пишет книги, организует экспедиции для сбора и сохранения истории джаза, курирует события и музеи, которые развивают это направление. Кирилл Мошков преподает в московской Академии джаза, у него плотный график, за которым не успеть. Найти время для визита в Самару — редкость, попасть в Самаре на его открытые бесплатные лекции — огромная удача. И самая большая из всех удач, что лекций случилось сразу три и прошли они на базе СГИКа.
Во время первой встречи речь пошла об истоках джаза — народной музыки афроамериканцев. Разбирали жанры афроамериканского фольклора: трудовые песни, холлеры или кричалки и spirituals — так называемые духовные песнопения. Участники мастер-класса познакомились с отрывками исторических хроник, выступлениями легенд джаза – Луи Армстронга, Бенни Гудмена и многих других.
Во второй день журналист рассказал о профессиональном джазе и самых известных джазовых исполнителях двадцатого века, затронул тему развития новых направлений. Кирилл Мошков поделился списком книг, которые были бы интересны музыкантам:
«К сожалению, литературы о джазе немного издаётся, нужно с осторожностью относиться к "старым" изданиям, которые в изобилии встречаются на вторичном рынке. Потому что часть концепций, которая там излагается, уже опровергнутая современной наукой. По истории отечественного джаза есть достаточно хороший учебник Владимира Фейертага который называется «История джазового исполнительства в России».
Как оказалось, на русском языке хороший обзорных работ не много, но есть достойные работы на английском. Например, «Новая история джаза», британского исследователя Алина Шиптона. Издатель посоветовал ознакомиться с биографией Дюка Эллингтона. Она есть и на русском языке, а если вы хорошо знаете английский, то можно прочитать полную биографию музыканта под названием Beyond Category.
«Только в последние двадцать лет история джаза начала излагаться без мифов и легенд, которых был много в старых книгах. Я понимаю, почему они формировались, но тиражировать их сейчас абсолютно не нужно. Мы в Академии джаза готовим учебник по истории стилей, который будет охватывать не только историю джаза, но и смежные с ним стили. Будем говорить обо всём, что происходило в истории музыкальной эстрады на протяжении 20 века. Это и блюз и ритм-н-блюз, кантри, кубинская, бразильская музыка и даже рок-музыка. Но думаю, что пройдёт еще пару лет, прежде чем этот учебник выйдет в свет», – поделился планами журналист.
В завершении цикла лекций, музыкальный обозреватель рассказал об истории джаза в нашей стране и его первопроходцах. В России таким пионером джаза стал Валентин Парнах, российский поэт и хореограф. Летом 1921 года Валентин Парнах в Париже он посетил казино, в котором выступал американский джазовый коллектив Луиса Митчелла. Увиденное и услышанное, так впечатлило его, что поэт посвятил этому несколько стихотворений. Вернувшись на родину в 1922 году он создаёт собственный джаз-бэнд из музыкантов-энтузиастов, с которым выступает 1 октября на сцене ГИТИСа. С этой даты и начинает отсчёт история джазовой культуры в России.
«В конце апреля должен выйти трейлер полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», который охватывает историю российского джаза, начиная от Валентина Парнаха. Вместе с Игорем Бутманом, режиссёром Александром Брынцевым и замечательной командой операторов отсняли большое количество интервью, собрали много исторического материала», – рассказывает музыкальный журналист. Он же выступил сценаристом фильма, ради которого была проделана исследовательская работа по изучению наследия Валентина Парнаха.
В фильме рассказ от ведущих джазовых музыкантов страны, исследователей джаза будет сопровождаться большим количеством исторических фотографий, аудиозаписей 1920-30 х годов, кинохроники джазовых фестивалей 1960-70-х гг. и документальных съёмок российского джаза нового века.
Источник: Медиацентр