Яркие образы, которые можно «увидеть» руками: студенты СГИК подарили Самарской областной библиотеке для слепых тактильные книги

9 октября 2021

Яркие образы, которые можно «увидеть» руками: студенты СГИК подарили Самарской областной библиотеке для слепых тактильные книги

Студентки третьего курса СГИК передали в Самарскую областную библиотеку для слепых авторские тактильные книги по мотивам детских произведений. Под обложкой –  герои обучающих сюжетов в виде мягких, реалистичных игрушек. Такие ассоциативные книги на кафедре декоративно-прикладного творчества создают уже более десяти лет. 


В 2011 году мама одной из студенток СГИК, которая работала в Самарской областной библиотеке для слепых, попросила преподавателей помочь: для занятий с детьми был нужен методический материал. Студенты и педагоги кафедры декоративно-прикладного творчества вместе с методистами учреждения разработали тактильные книги с объёмными и рельефными изображениями, которые можно «прочитать» руками через ощущения. Такой способ восприятия информации помогает незрячему ребёнку исследовать и воспринимать окружающий мир. 


Людмила Гаврилова, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства, курировала создание тактильных книг на своём курсе в прошлом году. Она рассказала, что шесть лет назад преподаватели СГИК интегрировали это направление в учебный процесс. В рамках профильной дисциплины «Методика преподавания декоративно-прикладного творчества» студенты второго курса каждый год разрабатывают дизайн и шьют изделия из самых разных материалов. Авторы подходят к процессу очень ответственно:  тщательно отбирают ткани и конструируют обложки –  они должны быть лёгкими, приятными на ощупь и отражать через ощущения действительность.

«Каждый год на занятия мы приглашаем  Наталью Шапко, методиста библиотеки для слепых. Она объясняет для студентов стандарты и госты для тактильных книг. Например, важно, чтобы все изображения были реалистичные и объёмные. Потом мы не можем активно использовать красный, зелёный, фиолетовый цвета, потому что их тяжело воспринимать при некоторых нарушениях зрения», – рассказывает Людмила Гаврилова.

Художники не только придумывают и изготавливают тактильные книги, но и разрабатывают для них сопроводительную образовательную программу. Позже работы передают в библиотеку, и таким образом происходит обновление методических материалов для детей. За время сотрудничества студенты и преподаватели СГИК передали учреждению более 40 авторских образцов. 


Этой осенью студентки уже третьего курса подарили Самарской областной библиотеке для слепых шесть тактильных книг по мотивам детских произведений и одну обучающую – по основам геометрии. Аня Коваленкова и Полина Кротова сшили книгу по стихотворению Агнии Барто  «Ути-ути». 


«Я шила маму-утку: для лапок и клюва использовала кожу, а туловище из ткани с коротким ворсом. Полина сделала утят из мягкой ткани: они ведь напоминают нам пушистые комочки. А ещё нужно помочь ребёнку понять, что утка находится в воде, а не на суше. Для этого я прогладила утюгом атласную ткань так, что получились складки – имитация ряби на воде. Чтобы показать волны, я пришивала ткань, оставляя под ней пустоты – так я добилась совершенно новой формы», – написала Аня у себя в инстаграм. 


Углы книжки и рёбра девушки дополнительно смягчили плотной тканью, так что пораниться о такую обложку невозможно. На обороте каждой книги – кармашек, в котором лежит текст стихотворения, напечатанный шрифтом Брайля.  


«Всё делается на ощупь, тактильно – именно это требует больших усилий. Сначала нужно понять механизм исследования такой книги малышом. Поэтому мы подбираем разные фактуры: вода, дерево с его корой, травка. Котёнок должен быть пушистый, рыбка – чешуйчатая. Фигурки обязательно должны быть реалистичными и соразмерными: если рядом стоят свинка и лошадка, лошадка должна быть больше, – рассказывает Лена Смирнова. Она вместе с Любой Никищенковой придумала и сшила книгу про двух котят. – Нежелательны лишние украшения: это будет путать ребят. Наоборот, книга должна помогать детям в навигации: специальные знаки-символы подсказывают, где у страницы верх, а где низ. Как правило, это треугольники в краях книги или нижняя тесьма. Всё это мы пришиваем очень качественно и крепко, чтобы малыши не могли ничего оторвать и проглотить. У каждой книги есть застёжка, чтобы она закрывалась – это воспитывает культуру обращения с книгами».

В следующий раз студенты и преподаватели кафедры пойдут в библиотеку 15 октября: авторы не только дарят свои книги, но и рассказывают для сотрудников библиотеки методику педагогической работы с каждым образцом. 


Авторы и участники проекта:

– Людмила Гаврилова, профессор кафедры декоративно-прикладного творчества СГИК, куратор группы ХТ-30

– Аня Захарова
Книга «Дом, который построил Джек» (перевод С.Маршак)
– Настя Зотова
Книга «Геометрические фигуры»
– Аня Коваленкова и Полина Кротова
Книга «Ути-ути» (А. Барто)
– Ксюша Кулакова
Книга «Пугало» (В. Беспалов)
– Аня Панасенко
Книга «Божья коровка» (М. Васильева)
– Лена Смирнова, Люба Никищенкова
Книга «Два котёнка» (С. Эйдман)
– Аня Храмкова
Книга «Спокойной ночи» (Е. Александрова) 
- Ксения Николаева
Книга «Про дроздишку и моего братишку» (В. Колумб)

Источник: Медиацентр